В статье регламентирована процедура принятия заявления о признании должника банкротом. Открывает статью норма, согласно которой такое заявление принимает судья арбитражного суда единолично при условии, если такое заявление подано с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и комментируемым Законом. Ранее такая норма содержалась в п. 1 ст. 41 Закона 1998 г. о банкротстве. Норма основана на следующих общих положениях ч. ч. 1 и 2 ст. 127 АПК РФ: вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ч. 1); арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых данным Кодексом к его форме и содержанию (ч. 2).
В изъятие из изложенного общего положения ч. 2 ст. 127 АПК РФ в п. 1 статьи предусмотрено, что в случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные ст. 38 Закона, то указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству. Прежде такое правило было закреплено в п. 2 ст. 43 Закона 1998 г. о банкротстве. В этом отношении следует отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС России от 18 мая 2004 г. N 408/04 <1>, комментируемым Законом не предусмотрена обязанность должника до обращения в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) выполнять требования ст. 62 "Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица" и ст. 63 "Порядок ликвидации юридического лица" части первой ГК РФ, равно как и представлять суду доказательства производства этих действий.
--------------------------------
<1> ВВСА РФ. 2004. N 9.
В иных случаях, когда к заявлению о признании должника банкротом приложены не все документы, предусмотренные ст. 38 Закона, а также в случаях, если указанное заявление подано с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 37 - 41 Закона, указанное заявление в соответствии с п. 1 ст. 44 Закона подлежит оставлению без движения.
В пункте 2 статьи предусмотрено, что о принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение. Для этого отводится срок не позднее чем пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Ранее в п. 2 ст. 41 Закона 1998 г. о банкротстве говорилось о трехдневном сроке со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд. Правило п. 2 комментируемой статьи основано на приведенном выше положении ч. 1 ст. 127 АПК РФ, а также на положении ч. 3 этой же статьи, согласно которой о принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, поскольку определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом соответствует условиям, предусмотренным п. 3 ст. 61 Закона, оно может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее 14 дней со дня его принятия.
Пункт 3 статьи устанавливает требования к содержанию определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Эти требования Законом 2008 г. N 296-ФЗ изложены полностью в новой редакции. В первоначальной редакции пункта предусматривалось лишь то, что в определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывается СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего (в юридико-технических целях обозначается "заявленная СРО"), и дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, если иное не установлено комментируемым Законом. Еще ранее п. 3 ст. 41 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливал, что при введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. При этом предусматривалось, что в случае, если при принятии заявления о признании должника банкротом невозможно определить кандидатуру арбитражного управляющего, то арбитражный суд выносит определение о назначении арбитражного управляющего не позднее 10 дней со дня принятия указанного заявления.
Наряду с прочим в п. 3 статьи установлено, что регистрационные данные должника - юридического лица подлежат указанию во всех судебных актах, вынесенных арбитражным судом в деле о банкротстве.
Кроме того в п. 3 статьи определены права заявленной СРО - знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии. Тем самым продублированы положения п. п. 2 и 3 ст. 35 Закона.
В соответствии с п. 4 статьи арбитражный суд обязан направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в орган по контролю (надзору), т.е. Росреестр и заявленную СРО.
Законом 2005 г. N 133-ФЗ в п. 4 статьи введено положение, на случай наличия у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусматривающее обязанность арбитражного суда направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Указанным федеральным органом является ФСБ России (см. комментарий к ст. 35 Закона).
В отношении определения арбитражного суда, направляемого в заявленную СРО, п. 4 статьи предусматривает необходимость указания дополнительных требований к кандидатуре временного управляющего в случае, если такие требования указаны в заявлении о признании должника банкротом, и информации о наличии или об отсутствии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Пункт 5 статьи на случай, когда к заявлению о признании должника банкротом не приложены документы бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату, предусматривает возможность истребования арбитражным судом таких документов у должника. При этом установлено, что должник обязан представить в арбитражный суд документы своей бухгалтерской отчетности не позднее чем через пять дней с даты получения определения об истребовании таких документов. Истребование арбитражным судом доказательств регламентировано нормами ст. 66 АПК РФ, согласно ч. 9 которой в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 данного Кодекса.
В пункте 6 статьи предусмотрено, что наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом регламентировано нормами ст. 48 Закона. Соответственно, в п. 1 ст. 62 Закона указано, что наблюдение, если иное не предусмотрено комментируемым Законом, вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Согласно разъяснению, данному в п. 20 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60, исходя из абз. 1 п. 6 комментируемой статьи и п. 1 ст. 62 Закона при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится, так же как и при возбуждении его на основании заявления кредитора, по результатам рассмотрения судом обоснованности такого заявления (см. также комментарий к ст. 48 Закона).
Пункт 6 статьи также определяет сроки проведения судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом: не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
В пункте 7 статьи предусмотрено право арбитражного суда по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, принять меры по обеспечению заявления, а также регламентирована реализация данного права. Необходимость такого регулирования вызывает сомнения, поскольку оно полностью охватывается положениями ст. 46 Закона, предусматривающими принятие арбитражным судом мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника. В указанной статье не продублированы положения п. 7 комментируемой статьи о порядке рассмотрения ходатайства о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом, но соответствующие правила следуют из следующих общих положений ч. ч. 1, 1.1 и 5 ст. 93 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ), к которым, по сути, отсылает ст. 46 Закона:
рассмотрение заявления об обеспечении иска осуществляется арбитражным судом, в производстве которого находится дело либо жалоба на определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска (ч. 1);
рассмотрение заявления об обеспечении иска арбитражным судом, в производстве которого находится дело, осуществляется судьей единолично не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон (ч. 1.1);
по результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска (ч. 5).
Положения п. 8 статьи определяют последствия ситуации, когда до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц: все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве; данные заявления должны быть рассмотрены в течение 15 дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд; лица, рассмотрение заявлений которых отложено, обладают правами, предусмотренными п. 7 статьи.
В пункте 30 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29 арбитражным судам предписано иметь в виду, что комментируемым Законом установлен специальный порядок рассмотрения заявлений о признании должника банкротом, поступивших после принятия судом первого заявления о признании должника банкротом; обоснованность требований таких кредиторов рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным п. 8 статьи в случае признания необоснованными требований первого заявителя; если требования первого заявителя признаны обоснованными, суд рассматривает обоснованность требований последующих заявителей в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона, однако повторное предъявление требований таких кредиторов не требуется, поскольку указанные кредиторы являются лицами, вступившими в дело о банкротстве.
Положения п. 9 статьи регламентируют утверждение арбитражного управляющего арбитражным судом: утверждению подлежит кандидатура временного управляющего, указанная в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или кандидатура временного управляющего, представленная СРО арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении; на случай наличия нескольких заявлений о признании должника банкротом, в том числе в случае, если рассмотрение обоснованности поступившего первым заявления о признании должника банкротом откладывается арбитражным судом, предусмотрено, что арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившем в арбитражный суд первым, или временного управляющего, кандидатура которого представлена СРО арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении. Более детально порядок утверждения арбитражного управляющего определен в ст. 45 Закона.
Пунктом 21 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 арбитражным судам при применении п. п. 8 и 9 статьи предписано учитывать, что при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом они рассматриваются арбитражным судом в порядке их поступления в суд; суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, которое будет признано обоснованным первым, или временного управляющего, кандидатура которого представлена СРО, указанной в таком заявлении; если после оставления заявления о признании должника банкротом без движения поступает заявление о признании должника банкротом от другого лица, суд в определении о принятии второго заявления указывает, что дата рассмотрения его обоснованности будет определена после решения вопроса о принятии первого заявления.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 11238