Пункт 1 статьи определяет подведомственность и подсудность дел о банкротстве, т.е. устанавливает правила, по которым определяется, суд какой юрисдикции, а также какой конкретно суд соответствующей юрисдикции полномочен рассматривать дело о банкротстве. Ранее точно такие же правила содержались в п. 1 ст. 29 Закона 1998 г. о банкротстве.
В соответствии с п. 1 статьи рассмотрение дел о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, подведомственно арбитражному суду. Это правило в качестве специальной подведомственности дел арбитражным судам закреплено также в п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ. Согласно части 2 указанной статьи такие дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Соответственно изложенному правилу специальной подведомственности дел арбитражным судам в п. 4 ч. 1 ст. 148 данного Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Необходимо упомянуть, что Определением КС России от 21 октября 2008 г. N 716-О-О <1> было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положение п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, в которой утверждалось, что это положение противоречит Конституции РФ, поскольку делает невозможным разбирательство по делам о банкротстве в судах общей юрисдикции. Как отмечено при этом, в своих решениях КС России неоднократно указывал, что процессуальные нормы, определяющие круг дел, разрешение которых законодателем отнесено к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы.
--------------------------------
<1> СПС.
Согласно разъяснению, изложенному в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума ВС России от 8 декабря 2010 г., в случае введения арбитражным судом по делу о банкротстве наблюдения или принятия решения о банкротстве и открытии конкурсного производства в отношении работодателя (организации-должника) дела по требованиям работников о взыскании заработной платы с такого работодателя относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
Пункт 1 статьи также устанавливает, что рассмотрение дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, относится к полномочиям арбитражного суда по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина. Такое правило в качестве исключительной подсудности закреплено также в ч. 4 ст. 38 АПК РФ следующим образом: заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.
В отношении изложенного правила необходимо иметь в виду рекомендации, данные в учетом нормы п. 1 ст. 33 Закона в информационном письме Президиума ВАС России от 13 октября 2005 г. N 95 "О процессуальных последствиях смены места нахождения должника - юридического лица при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)" <1>: если арбитражному суду по новому месту нахождения должника станет известно, что вынесено определение о принятии заявления о признании должника банкротом по предыдущему месту нахождения, суд отказывает в принятии заявления применительно к абз. 3 ст. 43 Закона; если о возбуждении производства по делу о признании должника банкротом по его предыдущему месту нахождения станет известно арбитражному суду по новому месту нахождения юридического лица после принятия им заявления о признании должника банкротом, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
--------------------------------
<1> ВВАС РФ. 2006. N 1.
В пункте 2 статьи воспроизведена норма п. 2 ст. 6 Закона, определяющая условия возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, но эта норма закреплена как определяющая условия принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В качестве таких условий названы, во-первых, наличие требований к должнику - юридическому лицу в совокупности не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину - не менее чем 10 тыс. руб., и, во-вторых, неисполнение указанных требований в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом соответственно положениям п. 3 ст. 3 и п. 2 ст. 6 Закона указано, что комментируемым Законом могут быть предусмотрены иные условия. Речь идет о соответствующих нормах гл. IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц", X "Банкротство гражданина" и XI "Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве" данного Закона.
Прежде п. 2 ст. 29 Закона 1998 г. о банкротстве содержал такую же норму об условиях принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, но не в части размеров требований: в отношении должника - юридического лица говорилось о сумме, соответствующей 500 МРОТ, а в отношении должника - гражданину - о сумме, соответствующей 100 МРОТ (см. комментарий к ст. 6 Закона).
Пункт 3 статьи устанавливает запрет передачи дела о банкротстве на рассмотрение в третейский суд. Ранее данный запрет был закреплен в п. 3 ст. 29 Закона 1998 г. о банкротстве. Рассматриваемая норма согласуется с нормой п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1>, предусматривающей, что в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, но если иное не установлено федеральным законом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 8497