Глава II Закона, регламентирующая предупреждение банкротства, содержит только две статьи, первая из которых предусматривает меры по предупреждению банкротства организаций.
В пункте 1 статьи закреплена обязанность руководителя должника в случае возникновения признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 Закона, т.е. при неисполнении требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в совокупности не менее 100 тыс. руб. направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Как отмечалось в письме Минэкономразвития России от 7 мая 2010 г. N Д06-1416 <1>, в процедуре ликвидации указанные действия осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор), поскольку в соответствии с положениями ст. 62 части первой ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
--------------------------------
<1> СПС.
Закон 1998 г. о банкротстве также содержал самостоятельную статью, посвященную мерам по предупреждению банкротства организаций (ст. 26), но в ней такая обязанность руководителя должника закреплена не была. В то же время в п. 2 комментируемой статьи продублировано положение п. 1 ст. 26 Закона 1998 г. о банкротстве и тем самым закреплена обязанность учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Новым моментом в п. 2 комментируемой статьи является оговорка, согласно которой такая обязанность возлагается на указанные лица и органы в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пункт 3 статьи предписывает учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия в целях предупреждения банкротства организаций до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. При этом предусмотрено, что меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.
Такие же положения ранее содержались в п. 2 ст. 26 Закона 1998 г. о банкротстве, но в них вместо понятия "восстановление платежеспособности должника" использовалось понятие "финансовое оздоровление должника". Комментируемый Закон ввел финансовое оздоровление как новую процедуру, применяемую в деле о банкротстве (см. комментарий к ст. 27 Закона). Как представляется, восстановление платежеспособности должника означает устранение признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 3 Закона. К тому же именно так трактует это понятие положение п. 1 ст. 106 Закона для процедуры внешнего управления. Кстати говоря, ст. 109 Закона предусматривает перечень мер по восстановлению платежеспособности должника для процедуры внешнего управления.
Следует также отметить, что в комментируемой статье не воспроизведено положение п. 3 указанной ст. 26 Закона 1998 г. о банкротстве, запрещавшее опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 3431