Статья определяет компетенцию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства. Ранее в рамках подобной регламентации в ст. 25 Закона 1998 г. о банкротстве были определены полномочия государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, на который возлагалось осуществление государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства. Таким органом являлась Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. N 202 "О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению" <1>), позднее преобразованная в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству и еще позднее упраздненная.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 955.
В положениях п. 1 статьи определен ряд полномочий, которыми наделено Правительство РФ в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства, в том числе по принятию ряда нормативных правовых актов. Статья в соответствии с Законом 2008 г. N 296-ФЗ изложена полностью в новой редакции. В пункте 2 статьи в прежней редакции был перечислен ряд правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности СРО, которые утверждает Правительство РФ. в действующей редакции комментируемого Закона вместо таких документов принимаются федеральные стандарты (см. ниже).
Вопросы, о которых идет речь в п. 1 статьи, урегулированы Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", которым утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (см. комментарий к ст. ст. 7 и 11 Закона), а также Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 792 "Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности" (см. комментарий к ст. 191 Закона).
Пункт 2 статьи определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, являющихся в соответствии со ст. 2 комментируемого Закона уполномоченными органами, т.е. ФНС России, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно п. 2 комментируемой статьи указанные органы в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования России по денежным обязательствам.
В положениях п. 3 статьи определен перечень полномочий органа по контролю (надзору), которым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" <1> является Федеральная регистрационная служба, переименованная Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <2> в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 464.
<2> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6366.
В прежней редакции статьи (т.е. до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) говорилось о подобном перечне полномочий регулирующего органа. В качестве регулирующего органа Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 387 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации" <1> определено Министерство экономического развития РФ. Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2344.
<2> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.
Положения п. 4 статьи регламентирует утверждение регулирующим органом, т.е. Минэкономразвития России, единой программы подготовки арбитражных управляющих, правил проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе, а также федеральных стандартов. Разработка указанных документов в соответствии с п. 9 ст. 26.1 Закона входит в полномочия национального объединения СРО арбитражных управляющих. Пункт 12 указанной статьи предусматривает направление данным объединением указанных разработанных документов в регулирующий орган для утверждения.
Пункт 4 статьи распространяет на федеральные стандарты действие Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <1>, но устанавливает, что утвержденные федеральные стандарты не подлежат государственной регистрации. Исходя из п. 9 названного документа (в ред. Указа Президента РФ от 17 ноября 2011 г. N 1505 <2>) федеральные стандарты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение 10 дней после дня их утверждения, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, который издается еженедельно; официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также федеральными органами государственной охраны.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
<2> pravo.gov.ru
Единая программа подготовки арбитражных управляющих утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2009 г. N 517 (до этого действовал Приказ Росрегистрации от 11 февраля 2005 г. N 12 "Об утверждении единой программы подготовки арбитражных управляющих" <1>). В остальном до настоящего времени действуют Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308.
--------------------------------
<1> Бюллетень Минюста РФ. 2005. N 2.
Положения, касающиеся федеральных стандартов, являются нововведениями Закона 2008 г. N 296-ФЗ и на текущий момент утверждены только два федеральных стандарта профессиональной деятельности арбитражных управляющих: Требования саморегулируемой организации арбитражных управляющих к арбитражному управляющему по исполнению им обязанности заключить договор обязательного страхования ответственности и Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений. В связи с этим необходимо учитывать следующие переходные положения ч. ч. 14 и 15 ст. 4 Закона 2008 г. N 296-ФЗ:
до разработки национальным объединением СРО арбитражных управляющих федеральных стандартов и их утверждения применяются федеральные стандарты, разработанные и утвержденные регулирующим органом, а также изданные до дня вступления в силу данного Закона нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ч. 14);
изданные до дня вступления в силу Закона 2008 г. N 296-ФЗ нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам, регулируемым в соответствии с комментируемым Законом федеральными стандартами, применяются до утверждения регулирующим органом соответствующих федеральных стандартов в установленном порядке (ч. 15).
Следует также упомянуть, что на сайте РССОАУ ( rssoau.ru) размещены проекты федеральных стандартов (утверждены решением общего собрания членов РССОАУ от 25 октября 2011 г., протокол N 22) Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего и Перечень обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядок ведения саморегулируемой организацией такого реестра.
В пункте 5 статьи закреплено полномочие Правительства РФ по установлению порядка учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Данное полномочие реализовано в названном выше Положении о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (прилагается), утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257. В частности, в п. 16 данного документа (в ред. Постановления Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663) предусмотрено следующее:
в целях обеспечения учета мнения органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесен вопрос о выборе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления в отношении применения и хода процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
по ходатайству органов исполнительной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо о заключении мирового соглашения (при соблюдении порядка, установленного названным Положением) уполномоченный орган голосует за введение соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, при условии предоставления гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет России и требованиям России по денежным обязательствам, а также по требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству органов исполнительной власти субъекта РФ) либо требованиям об уплате обязательных платежей в бюджет муниципального образования (по ходатайству органов местного самоуправления).
Пункт 6 статьи возлагает на территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности обязанность ежеквартально представлять информацию об организациях, имеющих лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в арбитражные суды по месту нахождения указанных организаций и в территориальные органы органа по контролю (надзору), т.е. Росреестра. Обязанность введена Законом 2005 г. N 133-ФЗ, направленным на устранение пробелов и неточностей в комментируемом Законе, связанных с вопросами допуска арбитражного управляющего к государственной тайне. Указанным федеральным органом согласно п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" <1>, является ФСБ России.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.
Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 5475