В статье определен порядок опубликования сведений, предусмотренных комментируемым Законом. Статья изложена полностью в новой редакции Законом 2010 г. N 429-ФЗ, принятым в рамках уточнения ряда положений законодательства о несостоятельности, связанных с применением информационно-телекоммуникационных технологий в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве: проведением торгов по продаже имущества должника в электронной форме, а также с полномасштабным введением в действие Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСоБ). В свою очередь, статья излагалась полностью в новой редакции Законом 2008 г. N 296-ФЗ, имевшим целью устранить выявленные правоприменительной практикой пробелы и неточности комментируемого Закона.
Пункт 1 статьи устанавливает, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с комментируемым Законом, должны быть включены в ЕФРСоБ и опубликованы в официальном издании, определенном регулирующим органом. Необходимость включения сведений, подлежащих опубликованию, введена Законом 2008 г. N 296-ФЗ, но в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона 2010 г. N 429-ФЗ положение п. 1 комментируемой статьи в части включения сведений, подлежащих опубликованию, в ЕФРСоБ применяются с 1 апреля 2011 г.
Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" <1> в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных комментируемым Законом, определена газета "Коммерсантъ". На период до определения Правительством РФ такого официального издания п. 6 ст. 231 Закона предусматривал, что соответствующие сведения подлежат опубликованию в "Российской газете". Ранее в ст. 100 Закона 1998 г. о банкротстве устанавливалось, что опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3674.
В пункте 2 статьи определено, что ЕФРСоБ представляет собой федеральный информационный ресурс, а также установлено, что указанный реестр формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных комментируемым Законом. Данное положение согласуется с нормой ч. 9 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которой информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Положениями п. 2 статьи также определен правовой режим сведений, содержащихся в ЕФРСоБ, установлены требования к оператору указанного реестра, определен порядок отбора такого оператора, а также регламентировано взаимодействие оператора ЕФРСоБ и регулирующего органа. В части 3 ст. 3 Закона 2010 г. N 429-ФЗ (в ред. Закона 2011 г. N 390-ФЗ) установлено, что регулирующий орган обязан утвердить до 1 июня 2012 г. порядок и критерии отбора оператора ЕФРСоБ, осуществить до 1 января 2013 г. отбор такого оператора и передачу ему функций по формированию и ведению указанного реестра; до передачи функций по формированию и ведению ЕФРСоБ оператору указанного реестра, отобранному в порядке, установленном регулирующим органом, функции оператора ЕФРСоБ осуществляются организацией, соответствующей требованиям п. 2 комментируемой статьи и определяемой регулирующим органом.
В письме Минэкономразвития России от 3 февраля 2011 г. N д06-565 "О Едином федеральном реестре сведений о банкротстве" <1> сообщалось, что Минэкономразвития России разработан проект Приказа "О порядке формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, органом по контролю (надзору) и иными лицами, обязанными в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Минэкономразвития России", которым предлагается включение в ЕФРСоБ сведений, в том числе о СРО арбитражных управляющих и ее членах.
--------------------------------
<1> СПС.
Там же сообщено, что в целях обеспечения соблюдения положений комментируемого Закона необходимо начать использование ЕФРСоБ в полном объеме, в ходе которого проверить его функциональность; в целях постоянной работы с ЕФРСоБ СРО и каждому ее члену необходимо получить в порядке, установленном законодательством РФ, сертификат электронной цифровой подписи; при возникновении вопросов по работе с ЕФРСоБ необходимо обращаться в адрес службы поддержки пользователей ЕФРСоБ: bhelp@ibterfax.ru.
Изменением, вносимым в п. 2 статьи с 1 января 2013 г. Законом 2011 г. N 228-ФЗ, устанавливается, что ЕФРСоБ является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Ведение названного реестра предусмотрено положениями ст. 7.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, вводимой тем же Законом 2011 г. N 228-ФЗ с 1 января 2013 г. Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц, а также иные сведения, предусмотренные п. 7 этой статьи, вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Пункт 3 статьи предусматривает необходимость включения в ЕФРСоБ помимо сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с комментируемым Законом, сведения по перечню, установленному регулирующим органом, т.е. Минэкономразвития России. При этом установлено, что проверка достоверности сведений о должнике при включении их в ЕФРСоБ осуществляется оператором ЕФРСоБ посредством их сопоставления со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Положения п. 4 статьи, являющиеся нововведениями Закона 2010 г. N 429-ФЗ, содержат регулирование, направленное на обеспечение быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к предусмотренным комментируемым Законом сведениям. В рамках реализации данных положений издан Приказ Минэкономразвития России от 12 июля 2010 г. N 292 "Об определении тиража официального издания, в котором подлежат опубликованию сведения в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", периодичности, порядка и сроков опубликования, а также цены на услуги по опубликованию таких сведений" <1>, которым установлено, что:
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2010. N 39.
а) тираж официального издания, в котором подлежат опубликованию официальные сведения, предусмотренные комментируемом Законом (обозначаются в названном документе как "официальные сведения"), должен составлять не менее чем 30 тыс. экземпляров;
б) опубликование официальных сведений осуществляется с периодичностью один раз в неделю;
в) опубликование официальных сведений осуществляется по цене 150 руб. с учетом налога на добавленную стоимость за квадратный сантиметр в соответствии с требованиями, определенными в Порядке опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденном названным Приказом;
г) начиная с 1 июля 2011 г. цена на услуги по опубликованию официальных сведений, предусмотренная подпунктом "в", подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции в России (в процентах), определенного по данным Росстата по состоянию на 31 декабря года, предшествующего индексации;
д) информация о цене на услуги по опубликованию официальных сведений, проиндексированной в соответствии с подп. "г", размещается на сайте Минэкономразвития России в сети Интернет ежегодно не позднее 20 июня соответствующего года.
Этим же Приказом Минэкономразвития России от 12 июля 2010 г. N 292 утвержден Порядок опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Названный Порядок предусматривает следующее:
опубликование официальных сведений осуществляется посредством размещения сообщений, содержащих такие сведения, в печатном средстве массовой информации (обозначается в названном документе как "официальное издание") (п. 1);
публикация официальных сведений осуществляется официальным изданием на русском языке (п. 2);
размер шрифта в сообщении, содержащем официальные сведения, должен составлять не менее 7 пунктов, а интерлиньяж - не менее 8 пунктов (п. 3);
в публикуемых сообщениях, содержащих официальные сведения, не допускается использование сокращений, за исключением сокращений, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ (п. 4);
опубликование официальных сведений должно производиться в срок не позднее 10 дней с даты представления официальных сведений для опубликования арбитражным управляющим в редакцию официального издания при условии, что арбитражным управляющим соблюдены требования законодательства РФ (п. 5).
В положениях п. 5 статьи определен порядок возмещения расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в ЕФРСоБ и их опубликованием:
по общему правилу возмещение таких расходов осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено комментируемым Законом или решением собрания кредиторов;
в случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения таких расходов соответствующие действия осуществляются за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника производства по делу о банкротстве;
возмещение расходов, связанных с включением сведений о СРО в ЕФРСоБ, осуществляется за счет средств СРО (положение введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ);
возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и включением этих сведений в ЕФРСоБ, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего. В случае если такие сведения указанным арбитражным управляющим не включены в ЕФРСоБ в соответствии с комментируемым Законом, включение таких сведений осуществляется СРО арбитражных управляющих за счет собственных средств с последующей компенсацией понесенных затрат за счет средств указанного арбитражного управляющего (до внесения Законом 2011 г. N 91-ФЗ изменения говорилось о размещении, не о включении сведений в ЕФРСоБ). До внесения Законом 2010 г. N 429-ФЗ изменения предусматривалось, что возмещение таких расходов осуществляется за счет средств арбитражного управляющего или средств СРО, членом которой он являлся на дату утверждения в деле о банкротстве, с последующим возмещением указанных расходов СРО таким арбитражным управляющим (положение введено Законом 2008 г. N 296-ФЗ);
включение сведений в ЕФРСоБ органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется без взимания платы (положение введено Законом 2010 г. N 429-ФЗ).
Положения п. 6 статьи определяют открытый перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Этот перечень сформулирован изменениями, внесенными Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В пункте 3 статьи в первоначальной редакции устанавливалось, что при проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. При этом предусматривалось, что в случае, если количество кредиторов должника превышает 100 или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника. Сведениям, подлежащим обязательному опубликованию, были посвящены также нормы ст. ст. 54, 68, 110, 128 и 163 Закона.
В пункте 7 статьи предусмотрена возможность опубликования сведений, подлежащих обязательному опубликованию, наряду с опубликованием в определенном в соответствии с п. 1 статьи официальном издании в иных средствах массовой информации. Указанная возможность реализуется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. Данная норма является нововведением комментируемого Закона.
Пункт 7 статьи также устанавливает, что решением собрания кредиторов могут быть предусмотрены иные сведения, подлежащие включению в ЕФРСоБ. Это положение введено Законом 2010 г. N 429-ФЗ.
В пункте 8 статьи определены требования к содержанию сведений, подлежащих опубликованию. При этом указано, что комментируемым Законом могут быть предусмотрены иные требования. Ранее, до внесения Законом 2010 г. N 429-ФЗ изменений, такой перечень содержался в п. 5 статьи. В этом перечне не говорилось о следующих сведениях: СНИЛС должника, ИНН и СНИЛС утвержденного арбитражного управляющего, наименование соответствующей СРО, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее ИНН и адрес, иная информация в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами регулирующего органа, т.е. Минэкономразвития России. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона 2010 г. N 429-ФЗ положения комментируемой статьи в части обязанности включения СНИЛС в ЕФРСоБ применяются с 1 июля 2012 г.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 5197