В статье, введенной Законом 2008 г. N 296-ФЗ, говорится об объединениях СРО арбитражных управляющих. Пункт 1 статьи предусматривает права СРО арбитражных управляющих создавать объединения СРО и быть их членами. Право некоммерческих организаций добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций предусмотрено в п. 2 ст. 121 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Там же установлено, что ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Право СРО создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях предусмотрено в ч. 1 ст. 24 Закона о СРО. В соответствии с ч. 2 указанной статьи ассоциации (союзы) СРО могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.
Пункт 2 статьи предусматривает право объединения СРО арбитражных управляющих, в составе которого более чем 50% всех СРО, сведения о которых включены в ЕГР СРО арбитражных управляющих, приобрести статус национального объединения СРО в порядке, установленном комментируемым Законом. В соответствии с п. 3 статьи такой статус возникает с даты включения сведений в ЕГР СРО арбитражных управляющих. В пункте также определен перечень документов, представляемых в орган по контролю (надзору), т.е. Росреестр для включения сведений в данный реестр. Пункт 4 статьи устанавливает основания для отказа во включении сведений в реестр, а п. 6 статьи - основания для исключения сведений из реестра. Соответственно указанным положениям понятие национального объединения СРО арбитражных управляющих определено в ст. 2 Закона как некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана СРО, объединяет в своем составе более чем 50% всех СРО, сведения о которых включены в ЕГР СРО арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности.
В настоящее время национальным объединением СРО арбитражных управляющих является Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ). Сведения о названном объединении как о национальном объединении СРО арбитражных управляющих включены в ЕГР СРО арбитражных управляющих 3 июля 2009 г. (здесь и далее информация с сайта РССОАУ rssoau.ru).
Документами РССОАУ являются устав, декларация образования, декларация о принципах экстерриториальности в деятельности СРО, соглашение о взаимодействии по вопросам выхода и исключения из СРО членов СРО, типовые правила профессиональной деятельности и деловой этики членов СРО арбитражных управляющих, входящей в РССОАУ.
Органами управления РССОАУ в соответствии с его уставом являются:
общее собрание членов Союза - высший орган управления Союза;
совет Союза - коллегиальный орган управления Союза;
правление Союза - коллегиальный исполнительный орган Союза.
Кроме того, образованы такие рабочие органы РССОАУ, как Комитет по методическому и нормативному обеспечению арбитражного управления, Комитет по организации обучения и повышению квалификации арбитражных управляющих, Комитет по правилам профессиональной деятельности, деловой этики и стандартам, Комитет по организационному и региональному взаимодействию.
В рамках определения цели деятельности РССОАУ в его уставе указано, что деятельность Союза осуществляется на основе объединения интеллектуального и научного потенциала, организационных усилий членов Союза в целях создания благоприятных условий для формирования в России цивилизованной системы антикризисного управления как необходимого рыночного инструмента регулирования хозяйственного оборота, а также в целях совершенствования системы саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих.
Предметом деятельности РССОАУ в соответствии с его уставом является:
1) формирование консолидированной позиции арбитражных управляющих, СРО арбитражных управляющих по вопросам регулирования их деятельности, по вопросам реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве);
2) разработка стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, разработка федеральных стандартов в соответствии с комментируемым Законом;
3) разработка правил деловой этики арбитражного управляющего и СРО арбитражных управляющих;
4) обеспечение создания условий, способствующих соблюдению арбитражными управляющими законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
5) разработка методических принципов осуществления контроля профессиональной деятельности арбитражных управляющих СРО - членами Союза;
6) организация обсуждения методических подходов к решению правовых, экономических и социальных проблем антикризисного управления в органах государственной власти, государственных и общественных организациях, в иных организациях, в международных организациях;
7) формирование предложений по совершенствованию правового и экономического регулирования деятельности арбитражных управляющих;
8) обобщение опыта реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве), практики деятельности арбитражных управляющих, СРО арбитражных управляющих;
9) сбор и обобщение информации членов Союза о практике деятельности арбитражных управляющих, СРО арбитражных управляющих;
10) обеспечение информирования общества о правилах профессиональной деятельности, деловой этики арбитражных управляющих, о практике деятельности арбитражных управляющих, СРО арбитражных управляющих;
11) способствование изданию методических материалов и учебных пособий для арбитражных управляющих;
12) способствование формированию научных и методических подходов к обучению, подготовке и повышению квалификации арбитражных управляющих;
13) разработка предложения по программам повышения квалификации арбитражных управляющих, по организации работы по повышению их профессионального уровня, разработка единой программы подготовки арбитражных управляющих;
14) содействие информационной открытости в деятельности СРО арбитражных управляющих, реализации требований законодательства РФ о раскрытии информации СРО;
15) организация создания системы разрешения конфликтов между членами Союза;
16) обеспечение формирования методических подходов к организации и проведению стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего;
17) организация проведения и участие в работе научных и научно-практических семинаров, совещаний, конференций (включая международные);
18) рассмотрение жалоб на действия члена Союза;
19) представление интересов членов Союза в их отношениях с органами государственной власти России, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
20) защита прав и законных интересов членов Союза, а также иных СРО арбитражных управляющих, в том числе путем подачи исков о защите прав и законных интересов указанных лиц;
21) обжалование в судебном порядке актов и действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы любого из членов Союза или группы членов Союза, а также арбитражных управляющих, входящих в состав СРО - члена Союза;
22) осуществление обмена информацией и проведение совместных мероприятий с заинтересованными российскими юридическими лицами, международными организациями, иностранными организациями, иностранными учеными и специалистами;
23) учреждение средств массовой информации;
24) осуществление редакционно-издательской деятельности;
25) привлечение к обсуждению правовых, экономических, социальных проблем деятельности арбитражных управляющих союзов, ассоциаций, объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных организаций;
26) направление представителей для участия в комиссиях по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих;
28) направление представителей для участия в работе ликвидационных комиссий СРО;
29) осуществление иных полномочия и функций, соответствующих целям своей деятельности.
В качестве обязанностей РССОАУ в его уставе обозначены следующие положения:
1) обеспечивать сохранность переданных ему в соответствии с комментируемым Законом компенсационных фондов СРО и осуществлять компенсационные выплаты из них в связи с возмещением убытков, причиненных арбитражными управляющими - членами СРО, лицам, участвующим в деле о банкротстве, или иным лицам;
2) устанавливать перечень обязательных сведений, включаемых СРО в сводный государственный реестр арбитражных управляющих, и порядок ведения этого реестра;
3) устанавливать порядок и периодичность сбора, обработки и хранения СРО информации о деятельности своих членов;
4) информировать орган по контролю (надзору) об изменении состава членов Союза, о внесении изменений в учредительные документы Союза и об изменении иных касающихся его сведений.
Пункт 12 статьи предусматривает необходимость направления национальным объединением СРО арбитражных управляющих разработанных федеральных стандартов и единой программы подготовки арбитражных управляющих в регулирующий орган, т.е. Минэкономразвития России для утверждения. Утверждение регулирующим органом указанных документов регламентировано положениями п. 4 ст. 29 Закона.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 3097