В статье регламентировано формирование компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, размещение и расходование средств такого фонда. Пункт 1 статьи закрепляет обязанность арбитражных управляющих участвовать в формировании указанного фонда, а также определяет цели этого участия - осуществление компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Внесение взносов в такой фонд названо среди условий членства в СРО арбитражных управляющих в п. 3 ст. 20 Закона. Наряду с этим наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены комментируемой статьей, указано в п. 2 ст. 21 среди оснований для включения сведений о некоммерческой организации в ЕГР СРО арбитражных управляющих.
Статья введена Законом 2008 г. N 296-ФЗ, до этого часть подобной регламентации содержалась в ст. 21 Закона, в которой наряду с прочим предусматривалось, что условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования СРО арбитражных управляющих, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Правительством РФ. Соответствующим актом являлось Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 344, которым было утверждено Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3051.
Общие нормы о формировании компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, размещении и расходовании средств такого фонда закреплены в ст. 13 Закона о СРО. Однако, в части 4 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) предусмотрено, что федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены названным Законом, к порядку формирования компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда.
Пункт 2 статьи определяет, что компенсационным фондом СРО арбитражных управляющих является обособленное имущество, принадлежащее СРО на праве собственности. В качестве источника формирования такого фонда названы членские взносы членов СРО, причем установлено, что членские взносы перечисляются только в денежной форме в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена. Кроме того, установлен запрет освобождения члена СРО от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд СРО арбитражных управляющих, в том числе путем зачета его требований к СРО. Общая же норма ч. 2 ст. 13 Закона о СРО сводится к тому, что компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3 тыс. руб. в отношении каждого члена.
В пункте 3 статьи определены условия, при одновременном наличии которых лицом, в пользу которого принято решение о взыскании убытков, может быть предъявлено к СРО требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих: во-первых, недостаточность средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, для возмещения причиненных им убытков; во-вторых, отказ арбитражного управляющего удовлетворить требование такого лица или неудовлетворение арбитражным управляющим этого требования в течение 30 рабочих дней с даты предъявления этого требования. Следует напомнить, что в соответствии с п. 7 ст. 24.1 Закона при наступлении страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам убытков, установленных вступившим в законную силу решением суда, но не превышающем размера страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.
По общему правилу, установленному в п. 4 статьи, требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих может быть предъявлено к СРО, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве.
На случай передачи имущества, составляющего компенсационный фонд указанной СРО, национальному объединению СРО арбитражных управляющих (эти случаи предусмотрены в п. 13 статьи) в п. 4 статьи предусмотрено, что такое требование может быть предъявлено к указанному объединению. Такой случай удовлетворения национальным объединением СРО арбитражных управляющих требования о компенсационной выплате указан в п. 8 статьи, в котором также уточнено, что речь идет о случае, когда данному объединению передано имущество, составляющее компенсационный фонд СРО, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве.
В пункте 5 статьи определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к требованию о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих. Отсутствие таких документов в соответствии с п. 7 статьи является основанием для отказа в компенсационной выплате лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате. Там же предусмотрены еще два основания для такого отказа, соответствующие положениям п. п. 3 и 4 статьи: убытки возмещены в полном размере за счет страховых выплат; арбитражный управляющий не являлся членом данной СРО на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве.
Пункт 6 статьи предусматривает, что СРО арбитражных управляющих или национальное объединение СРО арбитражных управляющих обязаны осуществить компенсационную выплату или выдать лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, мотивированный отказ в ее выплате. При этом установлен предельный срок для осуществления компенсационной выплаты - 60 календарных дней с даты получения соответствующего требования. В соответствии с п. 9 статьи компенсационная выплата в денежной форме должна быть направлена на счет, указанный в требовании о компенсационной выплате.
В пункте 10 статьи установлен запрет расходования компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих на цели, не предусмотренные данной статьей, в том числе на выплату или возврат взносов членам СРО. Согласно же общей норме ч. 13 ст. 13 Закона о СРО (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ <1>) не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным законом; не допускается возврат взносов членам СРО, если иное не предусмотрено федеральным законом.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4209.
Пункт 11 статьи запрещает осуществление компенсационной выплаты в размере более чем 25% размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, определяемого в соответствии с законодательством РФ на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения суда о взыскании с арбитражного управляющего убытков, по требованию о компенсационной выплате применительно к одному случаю причинения убытков.
В соответствии с п. 12 статьи не допускается обращение взыскания на имущество, составляющее компенсационный фонд СРО арбитражных управляющих, по обязательствам СРО, а также по обязательствам членов СРО, если такие обязательства не связаны с осуществлением компенсационных выплат, предусмотренных данной статьей. Подобная общая норма в ч. 14 ст. 13 Закона о СРО сформулирована следующим образом: взыскание по обязательствам СРО, в том числе по обязательству о возмещении причиненного члену СРО вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда СРО.
В пункте 13 статьи предусмотрено, что в случае исключения сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих или ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО, т.е. при утрате некоммерческой организацией статуса СРО арбитражных управляющих имущество, составляющее компенсационный фонд данной СРО, подлежит передаче национальному объединению СРО арбитражных управляющих. В этих случаях требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих согласно п. 4 статьи может быть предъявлено к национальному объединению СРО арбитражных управляющих.
Пункт 14 статьи устанавливает, что размещение средств компенсационного фонда СРО в целях их сохранения и прироста, их инвестирование осуществляются управляющей компанией на основании договора доверительного управления средствами компенсационного фонда СРО. Данное правило соответствует общей норме ч. 5 ст. 13 Закона о СРО (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), согласно которой размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Понятие договора доверительного управления имуществом определено в п. 1 ст. 1012 части второй ГК РФ: по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
В положениях п. 15 статьи закреплены обязанности управляющей компании. В этом отношении следует отметить, что общие положения о правах и обязанностях доверительного управляющего содержатся в ст. 1020 части второй ГК РФ:
доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления (п. 1);
права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества (п. 2);
для защиты прав на имущество, находящееся в доверительном управлении, доверительный управляющий вправе требовать всякого устранения нарушения его прав (ст. ст. 301, 302, 304, 305) (п. 3);
доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом (п. 4).
В пункте 16 статьи предусмотрено, что контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда СРО, правил их размещения и требований к их инвестированию осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария. Тем самым почти продублирована общая норма ч. 6 ст. 13 Закона о СРО. Пункт 16 комментируемой статьи дополнительно устанавливает, что специализированный депозитарий обязан уведомлять СРО и орган по контролю (надзору), т.е. Росреестр обо всех случаях нарушения требований, установленных комментируемым Законом, к размеру, составу средств компенсационного фонда СРО и порядку их инвестирования.
Пункт 17 статьи определяет направления использования дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда СРО, - это пополнение компенсационного фонда СРО, покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда СРО, в том числе выплата вознаграждения управляющей компании и уплата налогов и иных обязательных платежей, обязанность по уплате которых возникает в связи с получением дохода от размещения средств компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих (указание на налоги и иные обязательные платежи введены Законом 2010 г. N 429-ФЗ). Общая же норма ч. 7 ст. 13 Закона о СРО сформулирована лаконичнее: доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.
В пункте 18 статьи установлено, что арбитражных управляющих обязана заключать договоры с теми управляющими компаниями и с тем специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса. Порядок проведения такого конкурса устанавливается внутренними документами СРО. Такое же регулирование содержится в общей норме ч. 8 ст. 13 Закона о СРО.
Пункт 19 статьи возлагает на коллегиальный орган управления СРО обязанность утвердить инвестиционную декларацию компенсационного фонда СРО. При этом установлено, что условия инвестиционной декларации компенсационного фонда СРО могут допускать размещение его средств исключительно в перечисленные в данном пункте виды ценных бумаг, а также в иностранную валюту на счетах в российских кредитных организациях, в том числе депозиты. В пункте также предусмотрено право регулирующего органа, т.е. Минэкономразвития России установить требования к кредитному рейтингу эмитента ценных бумаг, а также к кредитному рейтингу ценных бумаг. В общей же норме ч. 11 ст. 13 Закона о СРО предусмотрено лишь то, что инвестиционной декларацией, принятой СРО, определяются дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда. Эта общая норма продублирована в п. 21 комментируемой статьи.
Положения п. 20 статьи устанавливают ограничения размещения средств компенсационного фонда СРО, которые обязаны соблюдать управляющие компании. Эти требования существенно отличаются от тех, которые установлены в общих нормах ч. ч. 9 и 10 ст. 13 Закона о СРО: в объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% средств компенсационного фонда (ч. 9); в государственные ценные бумаги России должно быть инвестировано не менее 10% средств компенсационного фонда (ч. 10). В письме Минэкономразвития России от 14 апреля 2010 г. N Д06-1151 <1> отмечалось, что размещение управляющей компанией 100% средств компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих на депозитном счете кредитной организации в соответствии с комментируемым Законом не допускается.
--------------------------------
<1> СПС.
Пункт 22 статьи устанавливает, что нарушение управляющей компанией установленных комментируемым Законом и инвестиционной декларацией требований к составу и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд СРО, является основанием для расторжения договора с управляющей компанией.
Для случаев передачи имущества, составляющего компенсационный фонд СРО арбитражных управляющих, национальному объединению СРО арбитражных управляющих (эти случаи предусмотрены в п. 13 статьи) в п. 23 статьи предусмотрено, что к порядку размещения средств компенсационного фонда и порядку осуществления компенсационных выплат из его средств предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к порядку размещения средств компенсационного фонда СРО и порядку осуществления компенсационных выплат из его средств.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 6080