В статье, введенной Законом 2008 г. N 296-ФЗ, определен порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих. Ранее в рамках такой регламентации в п. 4 ст. 29 Закона в первоначальной редакции предусматривалось лишь то, что проверки деятельности СРО проводит регулирующий орган (в то время - ФРС России) в порядке, установленном Правительством РФ. На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 утверждено Положение о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом <1>, которое действует и в настоящее время.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662.
Общая норма ст. 23 Закона о СРО в рамках регламентации государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО отсылает к порядку, установленному федеральными законами. Прежде всего, речь идет о Законе о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора), который согласно ч. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ <1>) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В то же время в соответствии с п. 4 ч. 4 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ <2>) при осуществлении государственного надзора за деятельностью СРО особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6441.
<2> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4590.
Согласно п. 1 статьи контроль (надзор) за деятельностью СРО арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору), т.е. Росреестром в порядке, установленном регулирующим органом - Минэкономразвития России. Соответствующим актом является Приказ Минэкономразвития России от 7 октября 2011 г. N 549, которым утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков <1>.
--------------------------------
<1> БНА ФОИВ. 2012. N 12.
Пункт 2 статьи определяет предмет контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих - соблюдение СРО арбитражных управляющих требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность СРО арбитражных управляющих. В общих нормах Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) определены отдельно предметы плановой проверки (ч. 1 ст. 9), внеплановой проверки (ч. 1 ст. 10), документарной проверки (ч. 1 ст. 11) и выездной проверки (ч. 1 ст. 12).
В пункте 3 статьи предусмотрено, что контроль (надзор) за деятельностью СРО арбитражных управляющих осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Организация и проведение плановой проверки регламентированы нормами ст. 9 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора), согласно ч. 1 которой предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Организация и проведение внеплановой проверки регламентированы нормами ст. 10 названного Закона, в соответствии с ч. 1 которой предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Пункт 4 статьи устанавливает, что плановая проверка деятельности СРО арбитражных управляющих может проводиться органом по контролю (надзору) не чаще чем один раз в два года. Согласно же общей норме ч. 2 ст. 9 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В пункте 5 статьи определены основания для проведения внеплановой проверки деятельности СРО арбитражных управляющих - это, во-первых, представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действия или бездействие СРО, нарушающие требования комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, и, во-вторых, имеющиеся в документах СРО, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям.
В соответствии же с общими положениями ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Пункт 6 статьи устанавливает предельную продолжительность проверки деятельности СРО арбитражных управляющих - 30 дней. По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 13 Закона о защите прав, при осуществлении государственного контроля (надзора) срок проведения каждой из проверок - документарной и выездной - не может превышать 20 рабочих дней. В части 3 указанной статьи предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней. Согласно части 4 указанной статьи срок проведения каждой из проверок - документарной и выездной - в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
В пункте 7 статьи указано на право руководителя проверяемой СРО арбитражных управляющих обжаловать действия или бездействие должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО, во-первых, руководителю органа по контролю (надзору), и, во-вторых, в судебном порядке. Данное правило согласуется с общей нормой ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора), предусматривающей, что защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Пункт 8 статьи обязывает орган по контролю (надзору) сообщить в письменной форме в СРО арбитражных управляющих о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения. Согласно же общим правилам ч. ч. 4 и 5 ст. 16 Закона о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора):
акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (ч. 4);
в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (ч. 5).
В пункте 8 статьи также указано на возможность обжалования СРО решения органа по контролю (надзору) по результатам проверки деятельности СРО в арбитражный суд. Дела об оспаривании таких решений органа по контролю (надзору) рассматриваются арбитражными судами по правилам гл. 24 АПК РФ (ст. ст. 197 - 201).
Положениями п. 9 статьи определен исчерпывающий перечень решений, по которым сведения о некоммерческой организации, объединяющей арбитражных управляющих, подлежат исключению из ЕГР СРО арбитражных управляющих. При этом предусмотрено, что заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих подлежит представлению в арбитражный суд по месту ведения ЕГР СРО арбитражных управляющих.
В этом отношении следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о СРО основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч. ч. 1 или 2 ст. 20 названного Закона, является:
1) заявление СРО об исключении сведений о ней из государственного реестра СРО;
2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО на основании ее несоответствия требованиям названного Закона, других федеральных законов.
В пункте 10 статьи предусмотрена процедура направления органом по контролю (надзору) в СРО арбитражных управляющих об устранении нарушения, требований, установленных абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона, т.е. требований к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, а также предусмотрены последствия невыполнения этого предписания в установленный срок - 10 рабочих дней со дня его получения.
На случай выявления наряду с таким нарушением иного нарушения требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ п. 11 статьи предусматривает направление в СРО арбитражных управляющих предписания об устранении такого нарушения с указанием срока его выполнения, продолжительность которого не может быть менее чем два месяца с даты вынесения этого предписания. При этом указано на возможность обжалования такого предписания в арбитражный суд, а также предусмотрены последствия невыполнения этого предписания.
Положения п. 12 статьи определяют порядок рассмотрения арбитражным судом заявления органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих, а также порядок вступления в силу, обжалования и исполнения решения арбитражного суда об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих.
Пункт 13 статьи закрепляет обязанность СРО арбитражных управляющих, самостоятельно выявившей свое несоответствие требованиям абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона, т.е. требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда представить в орган по контролю (надзору) в течение 14 рабочих дней с даты выявления такого несоответствия заявление в письменной форме. При этом установлено, что в течение двух месяцев с даты получения этого заявления орган по контролю (надзору) не может обратиться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих и сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из ЕГР СРО арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении. На случай, если до истечения указанного срока СРО не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения такого несоответствия, предусмотрено, что орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих.
В Законе о СРО правила, подобные тем, что содержатся в п. п. 10 - 13 комментируемой статьи, сформулированы несколько иначе. Так, в части 4 ст. 21 Закона о СРО (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) предусмотрено следующее: СРО, не соответствующая требованиям ст. 3 названного Закона либо установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в ч. ч. 1 или 2 ст. 20 названного Закона; это заявление в письменной форме представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с указанием даты возникновения основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО; заявление о несоответствии СРО требованиям ст. 3 названного Закона может быть представлено в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не более одного раза в год; в течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из государственного реестра СРО по основанию, указанному в этом заявлении; в случае, если по истечении указанного срока СРО не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в ст. 3 названного Закона, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из государственного реестра СРО.
Как установлено в ч. 5 ст. 22 Закона о СРО, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО в случае несоответствия СРО требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 названного Закона, а также в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований названного Закона, требований других федеральных законов в отношении СРО, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В соответствии с п. 14 статьи в течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих этой организации не может быть предоставлен статус СРО арбитражных управляющих. Подобным образом в ч. 6 ст. 22 Закона о СРО предусмотрено, что в случае принятия судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО на основании несоответствия СРО или ее деятельности требованиям названного Закона, других федеральных законов соответствующая некоммерческая организация, имевшая статус СРО, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о ней в государственный реестр СРО в течение одного года со дня вступления в законную силу решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 8259