Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Определяющим признаком юридического лица является его имущественная обособленность, которая может быть выражена в трех правовых формах, слагаемых тремя различными комплексами имущественных прав (право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления).
Согласно ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Таким образом, закон обособляет имущество юридического лица от имущества его учредителей или членов. С момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество.
Государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения не являются собственниками переданного им имущества.
Вместе с тем на уровне закона (ст. 56 ГК РФ, ст. 69 Закона об исполнительном производстве) обусловлено закрепление общего правила, согласно которому юридические лица, за исключением учреждений, отвечают по своим долгам принадлежащим им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, включая денежные средства и ценные бумаги, за исключением имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте.
Таким образом, субъекты права хозяйственного ведения: государственные или муниципальные унитарные предприятия; субъекты права оперативного управления: казенные предприятия в полном объеме отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, как и любое другое юридическое лицо, являющееся собственником имущества (ст. ст. 113, 114, 115 ГК РФ, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1>).
<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746 (с послед. изм.).
Созданные организациями представительства и филиалы, являясь структурными подразделениями юридических лиц, не являются самостоятельными субъектами права, так как не признаются юридическими лицами. Имущество, которым наделяются представительства и филиалы, продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Оно отражается на отдельном балансе, который представляет собой часть самостоятельного баланса юридического лица. Поэтому взыскание по долгам юридического лица может быть обращено на имущество, выделенное филиалу и представительству, независимо от того, связаны долги юридического лица с деятельностью филиала и представительства или нет. Точно так же по долгам, связанным с деятельностью филиала и представительства, юридическое лицо несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом.
Учредители (участники) и собственники имущества юридического лица, как правило, не отвечают по его долгам. Исключение составляют случаи, предусмотренные специальными нормами ГК РФ, регулирующими наступление субсидиарной ответственности учредителей (участников) некоторых видов коммерческих и некоммерческих организаций по их долгам.
Для коммерческих организаций:
а) п. 1 ст. 69 и п. 2 ст. 82 ГК РФ предусматривают субсидиарную ответственность участников (товарищей) в полном и коммандитном товариществе по их обязательствам всем своим имуществом;
б) в соответствии с п. 2 ст. 68 ГК РФ при преобразовании хозяйственного товарищества (полного или коммандитного) в хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной или дополнительной ответственностью) или производственный кооператив каждый его участник в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу или кооперативу от товарищества;
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 7864