СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 21 закона о банкротстве. Судебная практика: Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

В статье содержатся общие положения о СРО арбитражных управляющих, понятие которой определено в ст. 2 Закона как некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, сведения о которой включены в ЕГР СРО арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Статья изложена полностью в новой редакции Законом 2008 г. N 296-ФЗ, которым одновременно в Закон включены ст. ст. 21.1, 22.1, 22.2, 23.1, 24.1, 25.1 и 26.1, регламентирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением деятельности СРО арбитражных управляющих.

Внесенные Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения приблизили содержащееся в комментируемом Законе регулирование к нормам Закона о СРО, которым согласно ч. 1 его ст. 1 регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия СРО и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В части 2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ <1>) предусмотрено, что особенности приобретения, прекращения статуса СРО, правового положения СРО, деятельности СРО, порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО, порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО могут устанавливаться федеральными законами. Данная норма и предопределяет регулирование, содержащееся в комментируемом Законе.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3604.

Наиболее приемлемой для СРО арбитражных управляющих является такая организационно-правовая форма, как некоммерческое партнерство. Создание некоммерческих организаций в форме некоммерческого партнерства предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> (в части первой ГК РФ такая форма не упоминается), согласно п. 1 ст. 8 которого некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных названным Законом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Статью открывает норма, определяющая, что статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в ЕГР СРО арбитражных управляющих. Точно такое же общее правило закреплено в ч. 6 ст. 3 Закона о СРО. Ведение ЕГР СРО арбитражных управляющих регламентировано нормами ст. 22.2 Закона.

Законом 2009 г. N 374-ФЗ в п. 1 статьи введено положение, указывающее на необходимость уплаты государственной пошлины за включение некоммерческой организации в ЕГР СРО арбитражных управляющих. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 333.33 части второй НК РФ (в ред. того же Закона 2009 г. N 374-ФЗ) за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО государственная пошлина уплачивается в размере 4 тыс. руб.

Положения п. 2 статьи определяют исчерпывающий перечень обязательных требований, выполнение которых является основанием для включения сведений о некоммерческой организации в ЕГР СРО арбитражных управляющих. В соответствии же с общей нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 3 Закона о СРО, СРО признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным Законом о СРО требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в ч. 1 данной статьи относятся:

1) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

3) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со ст. 13 Закона о СРО.

Как предусмотрено в ч. 4 ст. 3 Закона о СРО, в случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве СРО некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

Согласно части 5 ст. 3 Закона о СРО требования, предусмотренные п. п. 1 - 3 ч. 3 данной статьи и предъявляемые к СРО, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их СРО, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом; федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в Законе о СРО требованиями к СРО.

Пункт 3 статьи в рамках регламентации ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО арбитражных управляющих, предусматривает, что при этом подлежат применению нормы законодательства РФ о некоммерческих организациях и комментируемого Закона. Одна из особенностей ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО арбитражных управляющих, предусмотрена непосредственно в данном пункте - установлено, что в состав ликвидационной комиссии должен быть включен представитель национального объединения СРО арбитражных управляющих (соответствующее правило содержится и в п. 9 ст. 26.1 Закона). Системообразующим актом законодательства РФ о некоммерческих организациях является Федеральный закон "О некоммерческих организациях", который согласно п. 1 его ст. 1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В пункте 4 статьи установлен запрет реорганизации СРО арбитражных управляющих. Данный запрет соответствует общей норме п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона, предусматривающей, что реорганизация некоммерческой организации является основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО.

Пункт 5 статьи определяет, что некоммерческая организация утрачивает статус СРО арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих. Точно такое же общее правило закреплено в ч. 6 ст. 3 Закона о СРО. Случаи исключения сведений о некоммерческой организации из ЕГР СРО арбитражных управляющих предусмотрены в п. 9 ст. 23.1 комментируемого Закона.




.


Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247