Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Целесообразно рассмотреть порядок взыскания исполнительского сбора в отношении некоторых категорий должников.
Порядок взыскания при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
В настоящее время указанный порядок предусмотрен в гл. 24.1 БК РФ, Законе об исполнительном производстве и Приказе ФССП России от 15 мая 2009 г. N 195 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" <1> (далее - методические рекомендации).
<1> СПС "КонсультантПлюс". Ранее действовал Приказ ФССП России от 9 ноября 2007 г. N 585 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений" (Бюллетень службы судебных приставов. 2008. N 2).
Так, согласно п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ, если счета должника открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Согласно методическим рекомендациям исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.
С принятием действующей редакции Закона об исполнительном производстве исчез иммунитет у различного вида бюджетных учреждений к взысканию с них исполнительского сбора. Напомним, что в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" <1> указано на неправомерность взыскания исполнительского сбора с департамента финансов субъекта РФ со ссылкой на ст. 143 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
<1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
Условие, при котором в рамках принудительного исполнения исполнительных документов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, федеральных органов исполнительной власти взыскание исполнительского сбора не производится, отменено с момента вступления в силу Закона об исполнительном производстве 2007 г.
Примером могут служить Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г. по делу N А21-8098/2007 <1> и ФАС Уральского округа от 19 августа 2008 г. N Ф09-5853/08-С1 <2>. В первом случае исполнительский сбор взыскан с межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду, во втором - с Главного управления исполнения наказаний Минюста России по Управлению исполнения наказаний Республики Башкортостан.
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> СПС Там же.
В ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве содержится закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам, в которые не включены исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Следовательно, по указанным исполнительным документам судебный пристав-исполнитель обязан в общем порядке взыскать исполнительский сбор в случае истечения срока для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 2499