Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В настоящее время институт исполнительского сбора слабо исследован юридической наукой, в связи с чем вопрос правовой природы исполнительского сбора остается дискуссионным.
Существует множество теорий, касающихся правовой сущности исполнительского сбора. Выделим два основных подхода к определению его правовой природы.
Исполнительский сбор как штрафная санкция административного характера.
Авторы многих комментариев к Закону об исполнительном производстве придерживаются этого подхода (В.В. Ярков, О.В. Исаенкова, Ю.А. Дмитриев).
Исполнительскому сбору действительно присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случаях совершения правонарушения. Порядок привлечения к исполнительскому сбору и административному штрафу изложен в гл. 15 Закона об исполнительном производстве.
Исполнительский сбор взыскивается в соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве, а также на основании постановления, утвержденного старшим судебным приставом. Данные условия должны быть соблюдены при вынесении постановления в обязательном порядке, поскольку отсутствие утверждающей подписи старшего судебного пристава влечет за собой его отмену.
Административный штраф за нарушение требований судебного пристава может применяться к любому лицу, участвующему в исполнительном производстве. В отличие от административного штрафа исполнительский сбор - только на должника по исполнительному производству.
Назначение административного наказания по ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ согласно ч. 1 ст. 115 Закона об исполнительном производстве и ч. 1.1 ст. 28.6 КоАП РФ производится путем составления протокола об административном правонарушении <1>. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ. В свою очередь, взыскание исполнительского сбора в отличие от административного штрафа производится без составления протокола и без возбуждения дела об административном правонарушении. Эта мера ответственности предусмотрена только Законом об исполнительном производстве.
<1> До внесения изменений в законодательство Российской Федерации Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" существовал одинаковый порядок взыскания исполнительского сбора и административного штрафа (путем вынесения постановления, утверждаемого старшим судебным приставом, без составления протокола).
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судебный пристав-исполнитель обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (установить свою компетенцию на рассмотрение данного дела, учесть возраст виновного, исключить обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела, как то: родственные связи с виновным, собственную заинтересованность в разрешении дела, особый статус виновного). При взыскании исполнительского сбора нет необходимости производить указанные действия, что значительно упрощает порядок привлечения к данному виду ответственности. Перед исполнительским сбором все равны: и лицо с депутатским мандатом, и военнослужащие, и иные лица, имеющие специальные звания.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 2605