СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 20 закона о банкротстве. Судебная практика: Арбитражные управляющие

В статье содержатся общие положения об арбитражном управляющем, понятие которого определено в ст. 2 Закона как гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Статья изложена полностью в новой редакции Законом 2008 г. N 296-ФЗ, которым одновременно в Закон включены ст. ст. 20.1, 20.2, 20.3, 20.4, 20.5, 20.6 и 20.7, регламентирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением деятельности арбитражных управляющих.

В соответствии с п. 1 статьи арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из СРО арбитражных управляющих. Данные требования, которые нашли свое отражение в приведенном выше определении, являются новеллами комментируемого Закона. В Законе 1998 г. о банкротстве о гражданстве арбитражного управляющего не говорилось, а вместо членства в СРО предусматривалась необходимость получения в государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению лицензии арбитражного управляющего (п. 2 ст. 19).

В этом отношении следует отметить, что Постановлением КС России от 19 декабря 2005 г. N 12-П <1> положение п. 1 статьи (в первоначальной редакции), устанавливающее обязанность арбитражного управляющего быть членом одной из СРО арбитражных управляющих в качестве условия утверждения в должности арбитражного управляющего по решению арбитражного суда, признано не противоречащим Конституции РФ. Как отмечено в указанном Постановлении, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющих не предусматривается; соответственно, в комментируемом Законе лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из СРО арбитражных управляющих; в такой замене проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности; создание СРО арбитражных управляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организации часть своих, публично-правовых, функций.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.

Пункт 1 статьи также определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую комментируемым Законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Данное положение является нововведением Закона 2008 г. N 296-ФЗ, которым одновременно исключено такое требование к арбитражному управляющему, как необходимость регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона 2008 г. N 296-ФЗ (в ред. Закона 2009 г. N 323-ФЗ) положения комментируемой статьи в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя применяются с 1 января 2011 г. В связи с этим изменением в письме ФНС России от 26 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4964@ "О налогообложении доходов арбитражных управляющих с 01.01.2011" <1> даны разъяснения относительно возможности применения с 1 января 2011 г. упрощенной системы налогообложения арбитражными управляющими при осуществлении профессиональной деятельности, регулируемой комментируемым Законом.

--------------------------------

<1> СПС.

В пункте 1 статьи также предусмотрено, что арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим комментируемым Законом и Законом о банкротстве кредитных организаций. Данное правило изложено в редакции изменений, внесенных Законом 2010 г. N 429-ФЗ. В прежней редакции пункта было указано следующее: деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью; арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством РФ, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов.

Наряду с прочим в п. 1 статьи установлено, что арбитражный управляющий вправе быть членом только одной СРО арбитражных управляющих. Данное правило согласуется с общей нормой ч. 4 ст. 5 Закона о СРО, предусматривающей, что субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной СРО, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.

В положениях п. 2 статьи определен следующий перечень обязательных условий членства в СРО арбитражных управляющих:

1) наличие высшего профессионального образования. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ) <1> устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра. Согласно п. 7 ст. 6 названного Закона квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами. В пункте 1 статьи в прежней редакции (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) шла речь о высшем образовании;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2007. N 44. Ст. 5280.

2) наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года. При этом установлено, что более продолжительные сроки могут быть предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО (в юридико-технических целях обозначаются "стандарты и правила профессиональной деятельности"). В пункте 1 статьи в прежней редакции (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) говорилось о двух самостоятельных требованиях - наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности и прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего. Прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего регламентировано положениями ст. 20.1 Закона;

3) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих регламентированы положениями ст. 20.1 Закона;

4) отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления. В пункте 1 статьи в прежней редакции (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) такое условие не указывалось. Как предусмотрено в ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

5) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления. В пункте 1 статьи в прежней редакции (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) шла речь об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Согласно ч. 6 указанной статьи погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Судимость может быть снята с лиц, отбывших наказание, а также актом об амнистии и актом помилования (ч. 2 ст. 84 и ч. 2 ст. 85 УК РФ). Частью 2 ст. 86 УК РФ установлено, что лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. В части 3 данной статьи определены сроки, по истечении которых судимость погашается.

В пункте 3 статьи указано еще на два обязательных условия членства в СРО арбитражных управляющих, помимо условий, установленных в п. 2 статьи:

1) наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности. Требования к такому договору установлены в ст. 24.1 Закона, к которой и отсылает указанный пункт;

2) внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО. Компенсационному фонду посвящена ст. 25.1 Закона.

Пункт 4 статьи предусматривает право СРО арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней устанавливать иные, дополнительные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, нежели требования, предусмотренные в п. п. 2 и 3 статьи. На возможность установления таких дополнительных требований прямо указано в положении п. 2 статьи в части требований к наличию стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В пункте 5 статьи установлено, что арбитражный управляющий в период членства в СРО арбитражных управляющих обязан соответствовать установленным СРО в соответствии с п. п. 2 - 4 статьи условиям членства в ней. При этом предусмотрено, что СРО устанавливается порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в СРО. В качестве последствий несоответствия арбитражного управляющего установленным требованиям предусмотрены, во-первых, исключение из членов СРО в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия (об исключении говорится в п. 11 статьи), и, во-вторых, невозможность представления СРО арбитражного управляющего в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

Пункт 6 статьи определяет, что именно для целей комментируемого Закона признается работой на руководящих должностях. Эта норма значительно детализирована. В пункте 4 статьи в прежней редакции (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) устанавливалось, что руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику. В целях применения п. 6 статьи в действующей редакции следует иметь в виду, что Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

В положениях п. п. 7 - 10 статьи регламентирован прием в члены СРО арбитражных управляющих. Как следует из этих положений:

для приобретения членства СРО кандидат представляет в СРО заявление с приложением документов, предусмотренных установленными СРО требованиями. Заявление и приложенные к нему документы рассматривает постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО, который в течение 30 дней принимает одно из решений - о приеме в члены СРО или об отказе в приеме лица в члены СРО (п. 7);

при принятии решения о приеме в члены СРО кандидат представляет в СРО документы, подтверждающие заключение договора обязательного страхования ответственности и внесение взносов, установленных СРО, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО. Решение о приеме лица в члены СРО вступает в силу после представления этих документов. При непредставлении таких документов в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным (п. 8);

после вступления в силу решения о приеме в члены СРО сведения о лице в трехдневный срок включаются в реестр членов СРО. В течение 10 рабочих дней после этого новому члену СРО выдается документ о членстве в СРО. С даты включения сведений в реестр членов СРО лицо может быть утверждено арбитражным судом в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего (п. 9);

решение об отказе в приеме в члены СРО принимается в случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в СРО. Такое решение, в котором должны быть указаны причины отказа, направляется кандидату в течение 10 рабочих дней с даты принятия (п. 10).

Пункт 10 статьи также предусматривает и регламентирует возможность обжалования решения об отказе в приеме лица в члены СРО и уклонения СРО от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации: такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия соответствующего решения или даты, когда соответствующее решение должно было быть принято.

В пункте 11 статьи предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращается членство арбитражного управляющего в СРО арбитражных управляющих постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Соответствующие полномочия такого коллегиального органа управления СРО закреплены в п. 7 ст. 21.1 Закона. В случае выхода арбитражного управляющего из СРО эта организация в соответствии со ст. 20.5 Закона обязана направить в арбитражный суд ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, а в случае исключения арбитражного управляющего из членов СРО эта организация согласно п. 2 ст. 22 Закона обязана направить в арбитражный суд ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве.

Пункт 12 статьи определяет подведомственность рассмотрения дел по спорам, связанным с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего, его отношениями с СРО арбитражных управляющих: такие споры разрешаются арбитражным судом. С учетом того, что данное правило является нововведением Закона 2008 г. N 296-ФЗ, в п. 43 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 (в ред. Постановления Пленума ВАС России от 17 февраля 2011 г. N 9 <1>) дано разъяснение о том, что в силу данной специальной нормы и с учетом ст. 28 и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ дела о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, а также о возмещении им убытков на основании п. 4 статьи 20.4 продолжают относиться к подведомственности арбитражных судов и после 1 января 2011 г. независимо от того, зарегистрирован ли арбитражный управляющий в качестве индивидуального предпринимателя.

--------------------------------

<1> ВВАС РФ. 2011. N 4.




.


Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247