Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В то же время на практике нередки случаи, когда в силу тех или иных причин продавец и не заинтересован в проведении реальных конкурентных торгов. При таких обстоятельствах организатор торгов посредством размещения сообщения в малоизвестном печатном издании, распространяемом в ином населенном пункте небольшим тиражом, может создать ситуацию реализации имущества на торгах, в которых примет участие неоправданно малое количество лиц, и по цене ниже той, которая была бы получена на торгах в условиях реальной конкуренции. Дополнительным доказательством нарушения организатором торгов порядка извещения в подобном случае могут служить данные, свидетельствующие об отсутствии самого намерения привлечь к торгам потенциальных покупателей и о незаинтересованности "участников" в победе на торгах, в частности сведения о составе участников торгов, наличии связи между ними <1>.
<1> См., напр.: Постановление ФАС Московского округа от 26 июля 2006 г., 27 июля 2006 г. по делу N А40-52856/05-50-485 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 марта 2001 г. N КГ-А40/6772-6 по делу N Ф08-456/2001 // СПС "КонсультантПлюс".
Необходимость размещения сообщения о проведении открытых торгов способом, обеспечивающим доступность информации широкому кругу лиц и возможность ее однозначного восприятия, вытекает из самого понятия открытых торгов и разделяется судебной практикой <1>.
<1> См., напр.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2005 г. N Ф04-4843/2005(13398-А27-13) по делу N А27-585/2005-1 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 января 2007 г. по делу N А56-39363/2005, от 28 февраля 2008 г. по делу N А56-18412/2007, от 11 марта 2008 г. по делу N А56-3642/2007 // СПС "КонсультантПлюс".
Однако на сегодняшний день законодательно закрепленные критерии размещения информации о торгах отсутствуют, в том числе отсутствуют какие-либо специальные требования к средствам массовой информации, в которых публикуется такое сообщение.
В то же время законодательное установление четких и конкретных требований к печатному изданию (размер тиража, территория распространения и пр.) вряд ли может решить проблему. Каждый случай реализации имущества на торгах обладает своей спецификой, во многом определяемой стоимостью и характером реализуемого имущества, поэтому выработать универсальные правила публикации для всех подобных ситуаций просто невозможно.
Совершенно очевидно, что стоимость публикации объявления в печатных средствах массовой информации зависит от целого ряда факторов, в числе которых, например, тираж издания. В случае же реализации на торгах имущества, не обладающего высокой стоимостью, публикация сведений в дорогостоящих средствах массовой информации может оказаться просто экономически нецелесообразной. Аналогичная ситуация возможна и при реализации имущества, интерес к которому в силу его специфики может возникнуть лишь у некоторых категорий потенциальных покупателей, а потому публикация объявления в средствах массовой информации, распространяемом повсеместно, не будет иметь смысла <1>.
<1> См.: Пристанскова Е., Тур И. Условия признания торгов недействительными при ненадлежащей форме извещения о торгах // Корпоративный юрист. 2008. N 12. С. 27.
Таким образом, рассматривая вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, необходимо оценивать в каждом конкретном случае тираж, целевую аудиторию, территорию и способ распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 1587