В пункте 1 статьи определены основные функции комитета кредиторов - это, во-первых, представление законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов, во-вторых, осуществление контроля за действиями арбитражного управляющего и, в-третьих, реализация иных предоставленных собранием кредиторов полномочий в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. Ранее п. 1 ст. 16 Закона 1998 г. о банкротстве называл только две из указанных основных функций комитета кредиторов и с другими формулировками: представление интересов конкурсных кредиторов и осуществление контроля за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном названным Законом.
Пункт 2 статьи для случая, когда количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, указывает на отсутствие обязательности принятия собранием кредиторов решения об образовании комитета кредиторов. Прежде такое правило было закреплено в п. 2 ст. 16 Закона 1998 г. о банкротстве, но как возможность возложения решением собрания кредиторов функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.
В положениях п. 3 статьи предусмотрен перечень прав, предоставляемых комитету кредиторов для осуществления возложенных на него функций. Данный перечень определен открытым: предусмотрено, что комитет кредиторов вправе принимать и другие решения, а также совершать и иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном комментируемым Законом.
Ранее п. 3 ст. 16 Закона 1998 г. о банкротстве предусматривал, что комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе: требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления; требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о ходе конкурсного производства; обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных названным Законом.
В пункте 4 статьи определены требования к количественному составу комитета кредиторов - не менее чем три человека и не более чем 11 человек. Конкретный количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов. Прежде такие же правила содержались в п. 4 ст. 16 Закона 1998 г. о банкротстве, но в них не говорилось о минимальном количественном составе.
Положения п. 5 статьи содержат нововведения о порядке голосования при решении вопросов на заседании комитета кредиторов: каждый член комитета кредиторов обладает одним голосом; передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается. Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, поскольку передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается, член комитета кредиторов не вправе выдавать доверенность представителю для голосования на заседаниях комитета кредиторов и для принятия иных решений, входящих в компетенцию комитета кредиторов.
В соответствии с п. 6 статьи определяется кворум для принятия решений комитета кредиторов: решения принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов. Ранее такое правило было закреплено в п. 5 ст. 16 Закона 1998 г. о банкротстве. Следует подчеркнуть, что речь идет, во-первых, о простом (неквалифицированном) большинстве голосов, и, во-вторых, от общего установленного количества членов комитета кредиторов, а не от общего количества членов комитета кредиторов, присутствующих на заседании комитета кредиторов.
В пункте 7 статьи содержится нововведение о праве комитета кредиторов избрать своего представителя для реализации своих полномочий. При этом предусмотрено, что такое решение и соответственно подтверждение полномочий представителя комитета кредиторов оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.
Пункт 8 статьи содержит еще одно нововведение - об определении комитетом кредиторов регламента работы комитета кредиторов. Соответственно, речь идет о внутреннем документе, регламентирующем организацию деятельности комитета кредиторов и утверждаемом комитетом кредиторов. При этом следует учитывать, что до настоящего времени действуют утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012.
Количество показов: 2987