Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Оценка имущества должника является необходимым элементом процедуры исполнения исполнительного документа о взыскании денежных средств. Оценка необходима для определения последующей цены сделки, по которой будет реализовано имущество должника.
Правильное определение цены объекта обращения взыскания служит фактором, определяющим исход всего исполнительного производства. От того, насколько ее результаты соответствуют сложившимся ценам, зависят сроки реализации арестованного имущества, а зачастую и возможность продажи имущества (а следовательно, удовлетворение требований взыскателя).
В случае завышения цены арестованного имущества снижается вероятность его продажи, а реализация по заниженной цене влечет нарушение прав и законных интересов должника и взыскателя.
Только справедливое определение рыночной стоимости имущества должника способно минимизировать предпосылки для эскалации конфликта интересов сторон исполнительного производства.
В Законе об исполнительном производстве вопросам оценки арестованного имущества должника посвящена ст. 85. Вместе с тем в целом отношения, связанные с оценкой имущества, урегулированы Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <1>.
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813 (с послед. изм.).
Соотношение законодательства об исполнительном производстве и об оценочной деятельности.
Существуют различные точки зрения в отношении вопроса о соотношении двух названных законов <1>. Одни авторы считают, что положения Закона об исполнительном производстве, регулирующие оценку имущества, могут применяться к рассматриваемым отношениям только в части, не противоречащей нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку последние носят специальный характер <2>. По мнению других, основное место в регулировании отношений в исполнительном производстве занимает Закон об исполнительном производстве. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежит применению лишь в той мере, в какой это не противоречит ему и существу регулируемых им отношений <3>. Согласно третьей точке зрения Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с исполнительным производством.
<1> См.: Михалев И.Ю. Вопросы оценки имущества должника в исполнительном производстве // Закон. 2007. N 5. С. 62.
<2> См.: Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2001. С. 293-294.
<3> См.: Деготь Е.А., Деготь Б.Е. Исполнительный процесс: Научно-практическое пособие. М., 2006. С. 303 - 304.
Полагаем, что основное место в правовом регулировании процессуальных действий по оценке имущества в исполнительном процессе занимает Закон об исполнительном производстве. Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежит применению к исполнительным процессуальным правоотношениям лишь в той мере, в какой это не противоречит Закону об исполнительном производстве и существу регулируемых им отношений <1>.
<1> Довод о том, что Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" неприменим к отношениям по оценке имущества, производимой в ходе исполнительного производства, является ошибочным. Определение стоимости арестованных ценных бумаг представляет собой разновидность оценки объектов гражданских прав, производимой в соответствии с требованиями указанного Закона (см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2003 г. N А05-11589/02-565/17 // СПС "КонсультантПлюс").
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 1626