Статья, определяющая особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, введена Законом 2011 г. N 8-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" <1>, который согласно ч. 1 ст. 1 устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.
В юридико-технических целях сокращением "финансовые договоры" обозначаются договоры, заключенные на условиях генерального соглашения (единого договора), которое соответствует примерным условиям договоров, предусмотренным ст. 51.5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1>, и (или) правилам организованных торгов, и (или) правилам клиринга. В отношении указанных понятий необходимо отметить следующее:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
указанная ст. 51.5, введенная тем же Законом 2011 г. N 8-ФЗ, посвящена примерным условиям договоров и генеральному соглашению (единому договору) на финансовом рынке. Как предусмотрено в п. 1 указанной статьи, если стороны намерены заключить более одного договора репо, и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором); при этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и опубликованными в печати или размещенными в сети Интернет;
о правилах организованных торгов говорится в ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <1>, согласно ч. 1 которой организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков, т.е. в ФСФР России;
--------------------------------
<1> pravo.gov.ru
правилам клиринга посвящена ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", в соответствии с ч. 1 которой правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков, т.е. в ФСФР России. До дня вступления в силу правил клиринга, соответствующих указанному Закону, действует Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N 32/пс <1>.
--------------------------------
<1> РГ. 2002. 2 октября. N 186.
В отношении таких финансовых договоров п. 1 статьи устанавливает общие правила, согласно которым: во-первых, обязательства из этих договоров прекращаются в порядке, предусмотренном указанными генеральным соглашением (единым договором), и (или) правилами организованных торгов, и (или) правилами клиринга; во-вторых, при прекращении обязательств возникает денежное обязательство, размер которого определяется в порядке, предусмотренном генеральным соглашением, и (или) правилами организованных торгов, и (или) правилами клиринга.
В соответствии с п. 2 статьи эти правила применяются в отношении финансовых договоров, которые заключены до одной из следующих дат, в зависимости от того, какая из них наступила ранее:
дата назначения временной администрации;
дата принятия арбитражным судом решения о введении одной из процедур банкротства;
дата отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Положения п. 3 статьи устанавливают дополнительные требования для применения правил п. 1 статьи для случаев, когда финансовые договоры заключены на условиях генерального соглашения (единого договора). В частности, это требования:
1) требования к составу сторон договора. В положениях подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ <1>), к которым сделана отсылка, говорится о следующих иностранных государствах: государства, являющиеся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ), а также государства, с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2154.
2) требование внесения записи о заключении финансового договора в реестр, ведение которого осуществляется СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговой организацией или биржей, в порядке, предусмотренном ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В прежней редакции подпункта говорилось не о клиринговой организации, а о фондовой. Изменение внесено Законом 2011 г. N 327-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах";
3) требования к порядку прекращения обязательств с введением процедур банкротства одной из сторон генерального соглашения (единого договора) и определения размера нетто-обязательства - денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением. Это те же требования, которые содержатся в подп. 2 п. 3 ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и к которым отсылает п. 4 статьи (см. ниже).
Пункт 4 статьи предусматривает дополнительные требования для применения правил п. 1 статьи для случаев, когда финансовые договоры заключены на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга. В частности, установлено, что указанные правила должны содержать порядок прекращения обязательств в связи с банкротством и определения размера нетто-обязательства, соответствующий следующим требованиям подп. 2 п. 3 ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. Закона 2011 г. N 8-ФЗ):
обязательства прекращаются по всем договорам, заключенным в соответствии с генеральным соглашением (единым договором);
обязательства прекращаются на дату, определенную в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), либо на дату, предшествующую дате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а для кредитной организации дате отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее;
нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает в себя возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 5 статьи ее положения не применяются к возникшим из правил организованных торгов и (или) правил клиринга обязательствам по уплате вознаграждения клиринговой организации и организациям, указанным в п. п. 4 - 7 ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности". Речь идет о следующих организациях помимо клиринговой организации: организаторы торгов, на торгах которых заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется клиринговой организацией; организации, которые осуществляют денежные расчеты по итогам клиринга; расчетные депозитарии, осуществляющие операции, связанные с исполнением обязательств по передаче ценных бумаг по итогам клиринга; операторы товарных поставок.
В пункте 6 статьи установлено, что ее положения не применяются к отношениям, связанным с банкротством застройщиков, определенных в § 7 гл. IX Закона. Данный пункт введен Законом 2011 г. N 210-ФЗ, которым введен и указанный параграф. Речь идет о банкротстве лиц, привлекающих денежные средства и (или) имущество участников строительства, т.е. о юридических лицах независимо от их организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительных кооперативах, и индивидуальных предпринимателях, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012.
Количество показов: 3546