Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Возможны случаи, когда постановление судебного пристава-исполнителя может стать основанием для возбуждения самостоятельного исполнительного производства, и в этой ситуации рассматриваемое постановление приобретает силу исполнительного документа, так как имеет целью осуществление имущественного взыскания за пределами уже возбужденного исполнительного производства.
В соответствии с Законом об исполнительном производстве к таким постановлениям могут быть в том числе отнесены:
- постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112) <1>;
<1> Сторонами исполнительного производства при исполнении этого постановления являются территориальный орган ФССП России (администратор доходов бюджета в виде исполнительского сбора), выступающий взыскателем в интересах казны, и должник. Подобный вывод подтверждается и судами (см.: Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2009 г. по делу N А66-3052/2009 // СПС "КонсультантПлюс").
- постановление о наложении штрафа (ст. 115);
- постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ст. 116).
Действующее законодательство устанавливает определенные требования к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя. Более того, представляется важным обратить внимание на то, что общие требования, предъявляемые к исполнительным документам, на постановления судебного пристава-исполнителя не распространяются. Такой вывод следует из буквального толкования ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Здесь необходимо руководствоваться специальной нормой ч. 2 ст. 14 названного Закона, в соответствии с которой в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:
- наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
- дата вынесения постановления;
- должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление <1>;
<1> Не допускается подписание постановления одним судебным приставом-исполнителем от имени другого в период нахождения последнего в отпуске. Это является безусловным основанием для признания не соответствующим закону вынесенного подобным образом постановления судебного пристава-исполнителя (см.: Постановление ФАС Поволжского округа от 30 июня 2009 г. по делу N А57-20336/2008 // СПС "КонсультантПлюс").
- наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
- вопрос, по которому выносится постановление;
- основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
- решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
- порядок обжалования постановления.
При этом возникает вопрос: распространяются ли данные требования на все постановления судебного пристава-исполнителя или же только на те из них, которые являются исполнительными документами? С одной стороны, вводящая подобные требования к содержанию ст. 14 Закона об исполнительном производстве находится в гл. 2 "Исполнительные документы", однако с другой - данная статья сформулирована таким образом, что сферой своего применения имеет постановление судебного пристава-исполнителя как таковое. Представляется вполне обоснованным рассмотрение ст. 14 Закона об исполнительном производстве в качестве общей правовой нормы, распространяющей свое действие на все случаи вынесения судебным приставом-исполнителем постановления.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 2507