СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Комментарий к статье 2 закона о банкротстве. Судебная практика: Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации. В отношении определений понятий, изложенных в статье, необходимо отметить следующее.

"Несостоятельность (банкротство)" (в юридико-технических целях обозначается "банкротство").

Определение данного понятия воспроизводит соответствующее положение ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, но за одним существенным изъятием - ранее говорилось как о признанной арбитражным судом, так и об объявленной должником неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для признания должника банкротом необходимо, чтобы требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составили не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину - не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не были исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

"Должник".

Определение данного понятия практически воспроизводит соответствующее положение ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. Срок, о котором идет речь в этом определении, установлен в ст. 3 Закона, определяющей признаки банкротства: три месяца с даты, когда должны были быть удовлетворены требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнена обязанность по уплате обязательных платежей, если иное не предусмотрено другими нормами Закона.

"Денежное обязательство".

Указание на предусмотренные бюджетным законодательством РФ основания включено в определение данного понятия Законом 2007 г. N 63-ФЗ. Этим же Законом в ст. 6 БК РФ включено следующее определение понятия "денежные обязательства": обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения. В остальном определение воспроизводит соответствующее положение ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве.

"Обязательные платежи".

Ранее, до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений, как и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, данное определение было определено менее содержательно: налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Согласно разъяснению, данному в п. 17 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59, к обязательным платежам относится исполнительский сбор. В письме Минэкономразвития России от 16 сентября 2009 г. N Д06-2677 "О применении законодательства" <1> с учетом позиции, изложенной в Определении КС России от 10 декабря 2002 г. N 284-О, сообщено, что под понятие обязательных платежей подпадают платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

--------------------------------

<1> СПС.

"Руководитель должника".

Ранее в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве данное понятие было определено как единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности. Соответственно, в этом определении не был прямо указан руководитель коллегиального исполнительного органа юридического лица.

"Кредиторы". "Конкурсные кредиторы".

Определение понятия "кредиторы" введено комментируемым Законом. Понятию "конкурсные кредиторы" в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве определение было дано, но формулировалось оно несколько иначе: кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Следует также упомянуть, что в определении понятия "конкурсные кредиторы", данном в комментируемой статье, до внесения Законом 2006 г. N 231-ФЗ изменения говорилось о вознаграждениях по авторским договорам, а не о вознаграждениях авторам результатов интеллектуальной деятельности. В соответствии с Законом 2011 г. N 337-ФЗ с 1 июля 2013 г. в определение понятия "конкурсные кредиторы" включается указание на выплату компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной ГсК РФ (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения).

"Уполномоченные органы".

До внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений в определении данного понятия говорилось о федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ, вместо одного такого федерального органа. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований России по денежным обязательствам в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <1>, является ФНС России. Данное полномочие ФНС России закреплено также в п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (в ред. Постановления Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 663) <2>. То, что исключительно ФНС России вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве, подчеркнуто в письме Минэкономразвития России от 16 сентября 2009 г. N Д06-2677 "О применении законодательства".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

<2> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2310; 2009. N 34. Ст. 4187.

Ранее в п. 2 ст. 6 Закона 1998 г. о банкротстве юридико-техническим сокращением "уполномоченные органы" обозначались налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы, обладающие правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

"Орган по контролю (надзору)". "Регулирующий орган".

Прежде в статье (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений) было дано определение только понятию "регулирующий орган", причем как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих. Соответственно, Законом 2008 г. N 296-ФЗ введены два понятия - "орган по контролю (надзору)" и "регулирующий орган". Законом 2010 г. N 219-ФЗ в определении понятия "орган по контролю (надзору)" уточнено, что речь идет о контроле (надзоре) за деятельностью только СРО арбитражных управляющих, а не арбитражных управляющих и СРО арбитражных управляющих. Органом по контролю (надзору) является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а регулирующим органом - Министерство экономического развития РФ (см. комментарий к ст. 29 Закона).

"Санация".

В определении данного понятия отражена норма п. 1 ст. 31 Закона, согласно которой учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Ранее, до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений, как и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, было дано определение понятию "досудебная санация". Причем определение формулировалось несколько иначе: меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

"Наблюдение". "Финансовое оздоровление". "Внешнее управление". "Конкурсное производство". "Мировое соглашение".

В каждом из определений данных понятий обозначены особенности каждой из процедур, применяемых в деле о банкротстве. Ранее в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве были даны следующие определения: наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с названным Законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника; внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему; конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Такую процедуру, применяемую в деле о банкротстве, как финансовое оздоровление, Закон 1998 г. о банкротстве не предусматривал. Комментируемым Законом данная новая процедура введена как позволяющая при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за должником - юридическим лицом даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Определение понятию "мировое соглашение" Закон 1998 г. о банкротстве не давал, хотя саму такую процедуру предусматривал. В определении понятия "мировое соглашение", данном в комментируемой статье, учтена норма п. 1 ст. 150 Закона, предусматривающая, что на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

"Представитель учредителей (участников) должника". "Представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия". "Представитель комитета кредиторов". "Представитель собрания кредиторов".

Определения данных понятий введены комментируемым Законом соответственно тому, как в п. 1 ст. 35 Закона среди лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, названы представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов и представитель комитета кредиторов. В статье 31 Закона 1998 г. о банкротстве из перечисленных лиц был назван только представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, причем определение данного понятия в названном Законе дано не было. Ключевым моментом в каждом из определении данных понятий является указание на наделение представителя полномочиями представления интересов соответствующего лица при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

"Арбитражный управляющий". "Временный управляющий". "Административный управляющий". "Внешний управляющий". "Конкурсный управляющий".

В определении понятия "арбитражный управляющий" нашла отражение норма п. 1 ст. 20 Закона, предусматривающая, что арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из СРО арбитражных управляющих. Ранее, до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменений, данным понятием обозначался гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных комментируемым Законом полномочий и являющийся членом одной из СРО (подобное определение было дано и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве, но, разумеется, без упоминания о членстве в СРО). Соответственно, в действующей редакции статьи дано более широкое определение.

Определения понятий "временный управляющий", "административный управляющий", "внешний управляющий" и "конкурсный управляющий" даны соответственно процедурам, применяемым в деле о банкротстве, для проведения которых арбитражным судом и утверждается арбитражный управляющий, - процедурам наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Подобные определения понятий "временный управляющий", "внешний управляющий" и "конкурсный управляющий" ранее были даны и в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. Понятие "административный управляющий" является нововведением комментируемого Закона, соответствующим новой процедуре, применяемой в деле о банкротстве - финансовое оздоровление.

"Мораторий".

Точно такое же определение данного понятия содержалось в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. В соответствии с п. 1 ст. 95 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. В пункте 5 указанной статьи установлено, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

"Представитель работников должника".

Точно такое же определение данного понятия содержалось в ст. 2 Закона 1998 г. о банкротстве. Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, представителем работников должника может быть лицо, являющееся работником должника, а также лицо, состоящее в иных правовых отношениях с работниками должника, которые уполномочивают таких лиц действовать в качестве своего представителя.

"Саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (в юридико-технических целях обозначается "саморегулируемая организация").

Определение данного понятия, как и само данное понятие, введены комментируемым Законом. Определение учитывает норму п. 1 ст. 21 Закона, согласно которой статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в ЕГР СРО арбитражных управляющих. Определение также обозначает основные цели деятельности СРО.

"Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" (в юридико-технических целях обозначается "национальное объединение саморегулируемых организаций").

Определение данного понятия, как и само понятие, введены Законом 2008 г. N 296-ФЗ. В определении нашла отражение норма п. 2 ст. 26.1 Закона, предусматривающая, что объединение СРО арбитражных управляющих, в составе которого более чем 50% всех СРО, сведения о которых включены в ЕГР СРО арбитражных управляющих, вправе приобрести статус национального объединения СРО в порядке, установленном комментируемым Законом. Наряду с этим в определении обозначена цель деятельности национального объединения СРО.

"Контролирующее должника лицо". "Вред, причиненный имущественным правам кредиторов". "Недостаточность имущества". "Неплатежеспособность".

Определения данных понятий введены Законом 2009 г. N 73-ФЗ, поскольку эти понятия использованы в новом регулировании, введенном тем же Законом 2009 г. N 73-ФЗ в рамках совершенствования положений о конкурсном оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником. Речь идет о новых положениях ст. 10 Закона об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве, а также о положениях новой гл. III.1 Закона, регламентирующих оспаривание сделок должника.

Следует подчеркнуть, что в определении понятия "контролирующее должника лицо" непосредственно перечислены лица, которые могут быть признаны контролирующим должника лицом: члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

Также следует обратить внимание на то, что наряду с дачей определения понятия "неплатежеспособность" в статье установлена презумпция наличия недостаточности денежных средств при прекращении исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей.

"Федеральные стандарты".

Определение данного понятия, включающее в себя указание на то, что федеральными стандартами может регулироваться как деятельность арбитражных управляющих, так и СРО, введено Законом 2010 г. N 219-ФЗ в целях устранения терминологической неточности. Дело в том, что в ст. 16 Закона предусмотрено утверждение федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих (федеральные стандарты), а в ст. 26.1 Закона предусмотрены полномочия национального объединения СРО арбитражных управляющих по разработке федеральных стандартов. Соответственно, предусмотрена разработка не только федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих, но и федеральных стандартов деятельности СРО.




.


Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247