Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как "часть суда" <1>. При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти - Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.
<1> См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 19 марта 1997 г. по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece) // СПС "КонсультантПлюс".
Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.
Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения. Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.
Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ <1>, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ <2> и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.
<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823 (с послед. изм.).
<2> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8.
Из сказанного можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуреев В.А. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. 2011
Количество показов: 1814