Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Такая позиция имеет широкую поддержку.
Например, В.И. Лозко в развитие учения о договорах приводит дополнительные аргументы того, что существуют два способа выражения внутренней воли при заключении трудового договора: прямое волеизъявление, которое совершается в устной или письменной форме, и фактическое допущение работника к работе.
Она считает, что для признания неофициальных трудовых отношений существующими достаточно установить согласие сторон по двум пунктам: место работы и наименование должности, специальности, профессии. Такое согласие проявляется уже в том, что работодатель допускает работника к работе, а работник приступает к работе. Остальные условия трудового договора, названные в ТК РФ обязательными: права и обязанности сторон, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и т.д., - могут быть установлены исходя из аналогичных условий для той же профессии или на том же предприятии <1>.
--------------------------------
<1> Лозко В.И. Правовое регулирование заключения трудового договора: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2009.
Итак, допустим, что существенных условий для признания неофициальных трудовых отношений существующими действительно только два и именно только по ним необходимо достичь согласия работника и организации-пользователя, т.е. совпадения их воль: 1) место работы и 2) содержание трудовой функции (наименование должности).
Но возможно ли в принципе достижение согласия работника и организации-пользователя по этим двум пунктам?
Полагаем, что нет. Ведь место работы определяет организация-услугодатель в трудовом договоре с работником, а требуемую должность (специальность) работника определяет другая сторона - организация-пользователь уже в гражданско-правовом договоре с организацией-услугодателем.
Таким образом, указанные условия, необходимые для заключения трудового договора, будут согласовываться разным составом субъектов и в разных правоотношениях: 1) место работы - работник и организация-услугодатель (трудовое правоотношение); 2) трудовая функция - род работы в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник, - организация-услугодатель и организация-пользователь (гражданское правоотношение).
Как следствие, эти два условия никогда не могут быть согласованы работником и организацией-пользователем, так как воля этих субъектов будет направлена на установление разных юридических отношений (правоотношений), т.е. не будет согласованной воли этих лиц, направленной на установление трудовых правоотношений.
Если в правоотношении, как подчеркивал М.М. Агарков, "воля одной из сторон не будет иметь никакого значения ни для установления правоотношения, ни для выбора другой стороны, ни для определения содержания прав и обязанностей", то тогда "эта сторона не является контрагентом, что, следовательно, мы не имеем встречи двух волеизъявлений, не имеем и договора" <1>.
--------------------------------
<1> Агарков М.М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Вестник гражданского права. 2008. N 4. Т. 8. С. 167 - 168.
Основываясь на этой позиции и учитывая, что в отношениях "работник - организация-пользователь" работник никаким образом не участвует: 1) ни в выборе организации-пользователя, т.е. стороны договора; 2) ни в установлении самого отношения (отсутствие воли); 3) ни в определении его прав и обязанностей, мы приходим к выводу, что работник не может быть стороной трудового (как и любого иного) договора с организацией-пользователем.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
ВИТКО В.С., ЦАТУРЯН Е.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ АУТСОРСИНГА И АУТСТАФФИНГА, 2012
Количество показов: 1052