Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Остановимся более подробно на предмете договора аутсорсинга, который, по нашему мнению, в доктрине сформулирован неопределенно и нуждается в раскрытии.
Общепризнанной является позиция, согласно которой посредством договора моделируется конкретное обязательственное правоотношение между определенными субъектами. Поэтому, как отмечает В.А. Белов, "природа всякого договора определяется содержанием возникающих из него правоотношений" <1> и "нельзя рассуждать о природе договоров, не сказав об их содержании" <2>.
--------------------------------
<1> Белов В.А. Новые имена в российской науке вексельного права // Правоведение. 2005. N 1. С. 229.
<2> Там же. С. 231.
При этом, как подчеркивал Я.М. Магазинер, "действие и составляет то основное и единственное, очевидное и реальное содержание правоотношения, в котором оно проявляется вовне" <1>. То есть существом правоотношения является "действие, обязательное для одного в отношении другого" <2>.
--------------------------------
<1> Магазинер Я.М. Избранные труды по общей теории права / Отв. ред. А.К. Кравцов. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр "Пресс", 2006. С. 233.
<2> Там же.
Что же составляет содержание действия (поведения) обязанного лица в договоре аутсорсинга, какими признаками оно характеризуется?
Как следует из приведенной дефиниции договора, заказчик "передает свои функции или виды деятельности... либо бизнес-процессы... другой стороне (аутсорсеру)", т.е. аутсорсер обязуется выполнить функции заказчика, но какие именно действия должен совершить аутсорсер, определить исходя из приведенной формулировки невозможно.
Хозяйственная деятельность структурных подразделений организации является разнородной, но по существу сводится либо к выполнению работ (производственные), либо к оказанию услуг (вспомогательные, сервисные), поэтому предметом договора могут быть действия обязанной стороны либо по выполнению работ, либо по оказанию услуг.
Таким образом, договор аутсорсинга, исходя из разнородного содержания деятельности подразделений организации (бизнес-процессов), не может быть отнесен к какому-то одному определенному типу договоров, т.е. он может иметь конструкцию как договора о выполнении работ, так и договора об оказании услуг.
Исходя из этого считаем, что "договор аутсорсинга" не представляет собой самостоятельный вид (тип) договора, так как у него отсутствует видовой признак и он является общим понятием, охватывающим различные известные законодательству договоры - выполнения работ, оказания услуг, и под договором аутсорсинга всегда скрывается один из указанных договоров. То есть выполнение аутсорсером функций заказчика может быть опосредовано в зависимости от содержания фактических функций подразделения либо договором выполнения работ, либо договором об оказании услуг.
Таким образом, отношения по аутсорсингу должны оформляться в зависимости от фактического содержания этих отношений одним из указанных видов договора. Например, если предполагается выполнение работ, имеющих материальный результат, - это подряд; если осуществляются действия, материального результата не имеющие и полезный эффект которых потребляется в процессе их совершения, - это услуги.
Поэтому следует согласиться с Т.Ю. Коршуновой в том, что договор аренды транспортного средства является разновидностью аутсорсинга, т.е. подряда на выполнение работ <1>.
--------------------------------
<1> Коршунова Т.Ю. Указ. соч. С. 24.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
ВИТКО В.С., ЦАТУРЯН Е.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ АУТСОРСИНГА И АУТСТАФФИНГА, 2012
Количество показов: 1327