Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
По моему мнению, есть достаточные основания дистрибьюторские (партнерские) договоры между правообладателями, в частности Oracle, IBM, Microsoft, и дистрибьюторами (партнерами) квалифицировать как договоры поставки экземпляров программ с правом их использования конечными пользователями на условиях лицензионных соглашений правообладателей с конечными пользователями (OLSA (Oracle); IPLA (IBM); EULA (Microsoft)).
Проанализируем, например, содержание правомочий, передаваемых дистрибьюторам компанией IBM Ireland Product Distribution Limited (далее - IBM).
Как следует из информационного письма, представленного одним из дистрибьюторов компании IBM, правообладатель передает дистрибьютору следующие правомочия:
1) право "передавать уполномоченным ремаркетерам... компьютерные программы IBM вместе с соответствующим лицензионным соглашением с конечным пользователем IBM", т.е. дистрибьютор наделяется правом передавать (продавать) ремаркетерам программы, под которыми, согласно IPLA (стандартное лицензионное соглашение правообладателя с конечным пользователем), понимаются копии программ;
2) право "лицензировать уполномоченных ремаркетеров IBM-дистрибьютора на передачу или предоставление на неисключительном основании и в соответствии с применимым лицензионным соглашением с конечным пользователем таких компьютерных программ IBM", т.е. дистрибьютор наделяется правообладателем правом наделять ремаркетеров правом дальнейшей продажи программ;
3) "право на воспроизведение, которое ограничено правом копировать и конфигурировать такие компьютерные программы IBM, а также лицензировать/сублицензировать такие права уполномоченным ремаркетерам IBM-дистрибьютора с правом дальнейшего сублицензирования таких прав конечному пользователю в соответствии с применимым лицензионным соглашением IBM с конечным пользователем и правом конечного пользователя на использование таких компьютерных программ IBM". Это условие означает, что конечным пользователям предоставляется право копирования программы на условиях лицензионного соглашения правообладателя с конечным пользователем. В свою очередь IPLA предоставляет конечному пользователю право "создавать и устанавливать копии, включая резервные копии, для поддержки такого использования", т.е. право записать копию программы в память компьютера в целях ее функционального использования.
Таким образом, из этих условий следует, что IBM наделяет дистрибьюторов правом использования программ определенным способом, а именно путем продажи через ремаркетеров экземпляров программ конечным пользователям с наделением последних правами их использования на условиях IPLA.
Частью IV ГК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) это правомочие сформулировано как право "распространения произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров".
Таким образом, дистрибьютор IBM наделяется правом распространения программ путем продажи экземпляров программ. При этом наделение конечного пользователя (собственника экземпляра) правом использования происходит по лицензионному соглашению между правообладателем и конечным пользователем (IPLA).
Итак, дистрибьюторский договор между IBM и дистрибьюторами может быть квалифицирован только как договор на право продажи (иного отчуждения) экземпляров программ с правом использования покупателем (конечным пользователем) на условиях лицензионного соглашения IPLA. При этом, что важно, договор не содержит одного из необходимых правомочий - права воспроизведения (тиражирования) программ, т.е. право изготовления экземпляров программ в материальной форме (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), а ведь именно они и должны распространяться дистрибьютором.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 2334