Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
О.А. Степанова также полагает, что "в "оберточной" лицензии указывается, что вскрытием упаковки экземпляра программы для ЭВМ или базы данных пользователь выражает свое согласие с условиями данной лицензии" <1>.
--------------------------------
<1> Степанова О.А. Указ. соч. С. 86.
В.В. Каминский подчеркивает, что "конклюдентные действия лица (вскрытие упаковки), приобретающего программу для ЭВМ, имеют правообразующее значение - являются акцептом предложения оферента. Если пользователь не согласен с условиями лицензии, ему предлагается немедленно возвратить продавцу нераспечатанную упаковку экземпляра программы вместе с соответствующей документацией" <1> (выделено мной. - В.В.), т.е. заключение лицензионного договора конечного пользователя с правообладателем происходит в момент вскрытия упаковки экземпляра программы для ЭВМ.
--------------------------------
<1> Каминский В.В. Указ. соч. С. 129.
Рассмотрим подробнее процесс заключения "оберточной" лицензии, учитывая, что процесс заключения любого договора включает в себя три последовательные стадии: 1) направление одной стороной предложения заключить договор (оферта); 2) принятие предложения заключить договор (акцепт); 3) получение акцепта стороной, направившей оферту.
В отношении "оберточной" лицензии, как правильно отмечает О.А. Степанова, "совершение лицом конклюдентных действий по выполнению указанных в оферте условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте" <1>.
--------------------------------
<1> Степанова О.А. Указ. соч. С. 83.
А.Г. Карапетов, исходя из п. 3 ст. 438 ГК РФ, соглашается с тем, что "действия по выполнению предусмотренных в полученной оферте условий договора" являются конклюдентными действиями, но считает, что "из этой нормы не вытекает ответ на вопрос, в какой момент договор считается заключенным" <1>.
--------------------------------
<1> Карапетов А.Г. Анализ некоторых вопросов заключения, исполнения и расторжения договоров в контексте реформы обязательственного права России. С. 31.
По его мнению, в случае заключения договора конклюдентными действиями дата его заключения является неочевидной по той причине, что "действия по исполнению договора обычно занимают длительное время, а также потому что момент начала совершения этих действий нередко оференту невозможно установить" <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
Поэтому "датой заключения договора может быть, во-первых, начало осуществления конклюдентных действий. Во-вторых, дата, когда оферент узнал или должен был узнать о начале этих действий. В-третьих, момент, когда акцептант окончил исполнение договора. В-четвертых, момент, когда оферент принял это исполнение. В-пятых, момент, когда оферент узнал или должен был узнать о том, что кредитор окончил исполнение" <1>.
--------------------------------
<1> Карапетов А.Г. Анализ некоторых вопросов заключения, исполнения и расторжения договоров в контексте реформы обязательственного права России. С. 31.
Подчеркну, что в случае заключения "оберточной" лицензии правообладатель вообще не знает и не может знать не только о моменте, но и о самом факте принятия конечным пользователем предложения заключить с ним договор (акцепт), т.е. вступления с ним в договорные отношения.
А.И. Савельев, считая, что оферент (правообладатель), указывая конкретный способ акцепта "оберточной" лицензии (разрыв упаковки экземпляра программы) и учитывая его особенности, может отказаться от необходимости получения акцепта, высказывает мнение, что из текста п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ следует, что "оберточная" лицензия считается заключенной именно в момент осуществления таких конклюдентных действий, а не в момент, когда оференту стало известно об этом" <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1242