Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
5) определение предмета договора, т.е. наименования программы и способов ее использования.
Возникает вопрос: если, как указано в Постановлении N 5/29, между правообладателем и пользователем заключается договор (лицензионный), то (1) какие essentialia negotii (существенные условия) должен содержать этот договор и (2) как этот договор должен быть квалифицирован - к какому виду договоров отнесен?
На эти вопросы ни в Постановлении, ни в юридической литературе ответов нет. По уже приведенному мнению В.О. Калятина, право пользования экземпляром произведения предоставляется договорами, предусмотренными в других частях ГК РФ, но не лицензионным договором.
По моему мнению, правовая позиция судов, высказанная в Постановлении N 5/29, является ошибочной и лицензионный договор в смысле ст. 1286 ГК РФ является лицензионным договором в полном смысле этого слова и должен содержать все существенные условия, установленные законом (п. 1 - 6 ст. 1235 ГК РФ), чтобы считаться заключенным.
3. Реселлер - конечный пользователь: договор купли-продажи экземпляров программ. При перепродаже (ином отчуждении) реселлером конечному пользователю экземпляров программ происходит не только передача права собственности на экземпляр программы, но и предоставление собственнику экземпляра программы права ее использования одним из следующих способов: 1) по лицензионному договору, заключаемому им с правообладателем (п. 3 ст. 1286 ГК РФ) или управомоченным лицом (реселлером), или 2) на основании нормы закона в объеме согласно "правилам по умолчанию" (ст. 1280 ГК РФ).
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на мнение, высказанное Э. Гавриловым, который указывает на существование трех разновидностей лицензионного договора о предоставлении права использования программ для ЭВМ:
"1) договоры о приобретении материальных носителей (экземпляров) программ для ЭВМ или баз данных лицами, которые намериваются использовать эти программы или базы данных. Форма таких договоров определена в п. 3 ст. 1286 ГК РФ;
2) договоры о приобретении материальных носителей (экземпляров) программ для ЭВМ и баз данных не для самостоятельного использования, а для перепродажи третьим лицам.
Об этих договорах говорится в подп. 38.2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 года N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации"...
3) договоры о получении доступа через Интернет к программам для ЭВМ и базам данных" <1>.
--------------------------------
<1> Гаврилов Э. О форме договоров, касающихся распоряжения исключительными правами. С. 49 - 50.
Позволю себе не согласиться с этим мнением по той причине, что в указанных Э. Гавриловым случаях речь идет не о трех разновидностях лицензионного договора, а об иных договорах: договоре купли-продажи экземпляров программ (п. 1 и 2) и о договоре, который затруднительно квалифицировать по причине отсутствия существенных условий (п. 3).
Более правильно, на мой взгляд, договор, указанный в п. 1, как уже было отмечено раньше, квалифицировать в качестве смешанного договора, содержащего существенные условия договора купли-продажи и лицензионного договора. Поддержку указанной позиции находим у М.А. Мирошниковой <1>, В. Каминского <2>.
--------------------------------
<1> Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах: Дис. ... к.ю.н. С. 237 - 238.
<2> Каминский В.В. Указ. соч. С. 127.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1123