Стратегическое планирование является основой для эффективного социально-экономического развития региона и муниципального образования (как составляющей региона), инструментом формирования и реализации их стратегических целей. Использование в практике на региональном и муниципальном уровне механизмов стратегического планирования позволяет осуществлять перспективное развитие региона и муниципального образования с учетом достижения поставленных целей за счет наиболее полной реализации имеющиеся возможностей и ресурсов.
Бюджетное планирование как составляющая стратегического планирования позволяет грамотно организовать поток финансовых ресурсов региона и муниципального образования с целью наиболее эффективного и рационального их использования, которое позволит обеспечить долгосрочное социально-экономическое развитие региона и муниципального образования.
Э. А. Вознесенский в качестве цели советского бюджетного планирования выделяет обеспечение сбалансированности отдельных элементов государственного плана экономического и социального развития страны, доходов и расходов государства, обеспечение соблюдения важнейших стоимостных народнохозяйственных пропорций, намеченных на предстоящий год [2].
В научной литературе советского периода содержание бюджетного планирования было изучено достаточно глубоко, в то же время различными учеными оно рассматривалось по-разному.
Так, Д. А. Аллахвердян определяет бюджетное планирование как «систему мероприятий по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета» [3]. Так как А. М. Александров и Э. А. Вознесенский определяют содержание бюджетного процесса такими же действиями [4], то можно сказать, что определение аналогично определению Д. А. Аллахвердяна. Сегодня этот порядок действий называется бюджетным процессом и определен в бюджетном кодексе РФ.
Другой точки зрения придерживается Г. К. Шеховцов. Он утверждает, что «составление и исполнение бюджета - две стороны единого процесса бюджетного планирования. Такое представление о бюджетном планировании соответствует внутреннему содержанию народнохозяйственного планирования. Но некоторые экономисты под бюджетным планированием подразумевают только первую его часть - непосредственное составление бюджета. Выделение вопросов исполнения бюджета в самостоятельный подраздел вряд ли оправдано» [5].
Другое определение приводят Т. М. Ковалева и С. В. Барулин: «Бюджетное планирование - это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджетной политики государства» [6].
Г. Б. Поляк и Е. Е. Смирнова связывают бюджетное планирование с субъектом планирования: это «совокупность мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на формирование, экономическое обоснование и сопоставление показателей доходов и расходов бюджетов всех уровней» [7].
Определение бюджетного планирования как неотъемлемой части бюджетного процесса дается в экономическом энциклопедическом словаре [8]. Такое понимание сущности бюджетного планирования основано на мнениях большинства исследователей, высказываемых в начале 2000-х годов: Г. Б. Поляк, С. И. Лушина, С. В. Большакова, В. К. Сен- чагова, А. И. Архипова и др.
Таким образом, большинство исследователей как советского, так и современного периода сводят бюджетное планирование к бюджетному процессу, что, на взгляд автора, неправомерно, так как не учитываются основные характеристики категории «планирование» как таковой: временной сдвиг информации, целеполагание. А именно эти характеристики являются основой долгосрочного социально-экономического развития региона.
Процесс планирования неразрывно связан с методологией планирования. Ученые-экономисты рассматривают вопросы методологии достаточно глубоко, но не единогласны в определении ее компонентов.
Наиболее общая трактовка встречается у Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина, В. Ф. Тихонова: «Методология - это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности» [9]. Виды приемов авторами не уточняются.
Г. Б. Поляк и В. В. Карчевский под методологией планирования понимают «систему принципов и методов разработки и обоснования плановых решений» [7]. Практически идентичное определение дают А. Г. Завьялков, С. П. Белько, Р. И. Нарцова: «...система принципов и методов разработки и обоснования планов и мероприятий, обеспечивающих их выполнение». Выделяется два элемента методологии: принципы и методы.
Также принципы и методы выделяются в определении методологии планирования Э. А. Уткина, но добавляется «специфическая, частная методология», подразумевающая помимо принципов и методов еще и систему показателей [10].
Приведенные формулировки характеризуются общим утверждением, что методология планирования включает в себя принципы и методы планирования. Но автор согласен с Т. М. Ковалевой и С.В. Барулиным, что «принципы неправомерно включать в методологию» [6]. Данное мнение можно объяснить, ссылаясь на определение понятия «принцип». Под принципами понимаются «закрепленные в законодательстве руководящие начала, идеи»; «основные, исходные положения теории» [6]; «исходные положения, основополагающие правила».
Наиболее близким автору является понимание методологии М. Блауга: «В отношении выражения «методология чего-либо» сложилась пагубная двусмысленность. Термин «методология» иногда понимают как совокупность технических процедур дисциплины, как более внушительно звучащий синоним ее методов. Однако чаще он обозначает исследование концепций, теорий и основных принципов рассуждения, принятых в той или иной науке» [12].
Таким образом, методологию планирования можно определить как исследование основных принципов с помощью совокупности методов планирования, являющихся инструментами расчета плановых заданий, совершенствуемых с появлением новых знаний.
В условиях многоструктурности решаемых проблем в планировании, в том числе бюджетном, применяется методология, включающая несколько методов разработки плановых заданий.
В качестве основных методов бюджетного планирования используют балансовый, нормативный, программно-целевой, экономического анализа и совокупность экономико-математических методов.
Методология бюджетного планирования эволюционирует, что подтверждает вывод Л. П. Владимировой: «Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования» [11].
Если эволюция методологии бюджетного планирования основана на достижениях научно-технического прогресса, то эволюция принципов бюджетного планирования в России объясняется прежде всего изменением политического строя - от административно-командной экономики к рыночной. Да и весь процесс планирования зависит от политической идеологии, что подтверждает вывод В. Н. Черковца: «... качество планирования всегда зависело от господствующей в стране общественно-политической атмосферы» [1].
При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, появляются и новые, отражая специфику иных экономических условий.
Основной причиной отказа от сложившейся теории и практики планирования при переходе к рыночной экономике Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин и В. Ф. Тихонов называют директивность планов советской экономики [9]. Неприменимы в настоящее время и такие принципы бюджетного планирования, как: партийности, ленинской национальной политики.
Не подвергается сомнению необходимость соблюдения принципа научности бюджетного планирования. Данный принцип называется как советскими, так и российскими учеными.
Если в условиях советской экономики под научностью планирования понималось прежде всего «построение планов с учетом достижений науки и техники, передового опыта, в использовании экономикоматематических методов и ЭВМ», то сегодня научность опирается на «реальность и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды» и совсем иные методы: «Научность заключается прежде всего в применении системы рациональных методов планирования, научно обоснованных норм жизнедеятельности людей, а также системы прогнозов и программно-целевого метода».
В современной трактовке, встречаемой в литературе, научность бюджетного планирования охватывает сразу несколько принципов [6]: непрерывность, реальность, стабильность, сбалансированность, использование научно-обоснованных норм и нормативов.
Основываясь на Бюджетном кодексе Российской Федерации, Т. М. Ковалева и С. В. Барулин выделяют три принципа бюджетного планирования [6]: самостоятельность, научность, гласность. Если основываться на определении понятия «принцип», что было рассмотрено выше, совершенно верно выделены данные принципы - в соответствии с законодательством: принцип самостоятельности (ст. 31 Бюджетного кодекса «Принцип самостоятельности бюджетов»), принцип гласности (ст. 36 «Принцип прозрачности (открытости)»). Но, на взгляд автора, у данных исследователей не учтены специфические принципы бюджетного планирования, которые бы соответствовали его цели.
На основании проведенного анализа научной литературы по вопросам бюджетного планирования и законодательства наиболее оптимальными автору кажутся следующие принципы бюджетного планирования: научности, сбалансированности и пропорциональности, реальности и объективности, целенаправленности, непрерывности, единства, самостоятельности, гласности.
Таким образом, на основании проведенного анализа бюджетное планирование можно определить как процесс по составлению, уточнению и анализу исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы, основанный на определенных принципах и использующий методологию, соответствующую требованиям государственной и региональной политики. К принципам бюджетного планирования относятся следующие: научности, сбалансированности и пропорциональности, реальности и объективности, целенаправленности, непрерывности, единства, самостоятельности и гласности.
Библиографический список
Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т. 4. Теории социализма и капитализма в межвоенный период / МГУ им. М. В. Ломоносова; гл. ред.-кол.: В. Н. Черковец (гл. ред.) и др. М.: Мысль, 1990.
Финансы и кредит СССР: учебник / Л. А. Дробозина, В. В. Де- менцев, В. С. Захаров и др.; под ред. проф. Л. А. Дробозиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1988.
Аллахвердян Д. А. Финансовое планирование в СССР. М.: Финансы, 1966.
Александров А. М., Вознесенский Э. А. Финансы социализма. М.: Финансы, 1974.
Шеховцов Г. К. Сводное бюджетное планирование. М.: Финансы, 1976.
Ковалева Т. М., Барулин С. В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005.
Финансово-бюджетное планирование: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. М.: Вузовский учебник, 2007.
Экономический энциклопедический словарь / авт.-сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2005.
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.; под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Стратегическое планирование / под ред. Э. А. Уткина. М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 1998.
Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2000.
Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / пер. с англ.; науч. ред. и вступ. ст. В. С. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.
А. В. Рыженков Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1681