Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Но вернемся к рассмотрению понятия "распространение произведения".
Учитывая, что в словарях слово "распространить" определяется, как "сделать доступным, известным для многих" <1>, под содержанием права распространения программы надо понимать право правообладателя сделать программу доступной для многих, для всех, по возможности пользоваться ею путем отчуждения, т.е. передачи права собственности на экземпляр программы. При этом под доступностью программы необходимо понимать право ее использования многими лицами в определенных пределах и определенными способами.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. С. 862.
Основываясь на указании законодателя, что распространение произведения осуществляется путем продажи или иного отчуждения его экземпляров (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), полагаю, что под распространением произведения (программы) необходимо понимать предоставление права использования программы в определенных пределах и определенными способами путем передачи пользователям права собственности на экземпляры программ.
Данный вывод находит подтверждение в судебной практике. Так, при рассмотрении одного из споров суд указал, что в силу ст. 1 Федерального закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" "запись в память ЭВМ контрафактной копии программного продукта... и использование ее в хозяйственной деятельности нарушает исключительное право истца на воспроизведение и распространение программного продукта" <1>, т.е. под распространением программы суд понимал ее использование самим ответчиком, а не перепродажу третьим лицам.
--------------------------------
<1> Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2008 г. по делу N А14-8300/2006334/17.
Из сформулированного выше положения, казалось бы, можно прийти к выводу, что право использования программы всегда следует за правом собственности на экземпляр этой программы.
И такая точка зрения присутствует в литературе. Так, В.А. Корнеев утверждает, что "одновременно с передачей вещного права на экземпляр программы осуществляется передача права пользования программой для ЭВМ" <1>.
--------------------------------
<1> Корнеев В.А. Законодательство об охране прав на программы для ЭВМ: некоторые проблемы судебной практики. С. 21.
На самом деле это не так, ведь по общему правилу "переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности... выраженные в этой вещи" (п. 2 ст. 1227 ГК РФ). Как отмечает доктор Г. Драйер, "Фихте был, пожалуй, первым, кто разграничил собственность на книгу и право на ее содержание".
Представляется, что возможна более точная формулировка этого правила, например такая: "Переход права собственности на материальный объект, содержащий охраняемый результат интеллектуальной деятельности, не влечет переход или предоставление прав на использование результата интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации".
В таком случае не было бы места ряду ошибочных мнений, таких как, например, высказанное И. Сидориной, которая убеждает нас в том, что "необходимо четко отграничивать авторское право как нематериальное, духовное право от материального объекта, который заключает в себе произведение" <1> и что "авторское право в большей степени направлено на регулирование отношений между автором и его произведением" <2> (выделено мной. - В.В.).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1450