Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Как устанавливает абз. 2 п. 1 ст. 434 ГК РФ, "если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась".
То есть письменная форма лицензионного договора законодателем не отнесена к числу существенных условий, но условие о форме договора может быть сторонами договора к ним отнесено, и, учитывая, что любые "условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение" (п. 1 ст. 432 ГК РФ), законодателем отнесены к числу существенных условиям, придем к выводу о незаключенности договора.
На это обращает внимание Е.С. Болтанова, которая пишет, что "для признания договора заключенным соглашение сторон должно содержать все конститутивные элементы, требуемые нормами закона. К таким элементам следует относить... письменную форму, если стороны договорились заключить договор в такой форме, хотя законом она не требовалась (п. 2 ч. 1 ст. 434 ГК РФ). Отсутствие одного или нескольких элементов свидетельствует, что договор не заключен" <1>.
--------------------------------
<1> Болтанова Е.С. Указ. соч. С. 84. Цит. по: Кияшко В.А. Указ. соч. С. 58.
По ее мнению, при несоблюдении письменной формы, в том случае, когда стороны договорились заключить договор в такой форме, хотя законом она и не требовалась, договор будет являться незаключенным.
В.А. Кияшко, придерживаясь позиции Е.С. Болтановой и В.В. Груздева, в свою очередь утверждает, что "в случае несоблюдения формы договора, когда таковая предусмотрена законом, таким последствием будет признание договора недействительным... В случае несоблюдения формы договора, когда таковая предусмотрена соглашением сторон, этот договор признается незаключенным (выделено мной. - В.В.)" <1>.
--------------------------------
<1> Кияшко В.А. Указ. соч. С. 60.
Таким образом, законодателем форма договора не отнесена к его конститутивным элементам и при несоблюдении формы договора он будет являться ничтожным. Но если стороны договорились заключить договор в определенной форме, то в этом случае форма является конститутивным элементом и договор считается заключенным после придания ему обусловленной формы. Подобный двоякий подход к определению значения формы договора (имеющей и не имеющей конститутивное значение в зависимости от того, предусмотрена она законом или установлена соглашением сторон) приводит к различным правовым последствиям - незаключенности или недействительности и не отвечает интересам участников оборота.
Для устранения неопределенности целесообразно, как уже отмечалось в юридической литературе, на законодательном уровне более четко разграничить последствия несоблюдения требования о письменной форме сделки, когда она установлена законом или соглашением сторон. Чтобы исключить коллизию п. 2 ст. 162 с абз. 2 п. 1 ст. 434 ГК РФ, необходимо в п. 2 ст. 162 ГК РФ слова "или в соглашении сторон" исключить.
Отмечу, что в период действия прежнего законодательства, регулирующего вопросы авторского права на компьютерные программы, по общему правилу авторский договор также должен был заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 32 Закона об авторском праве, п. 1 ст. 11 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных").
Но при этом несоблюдение письменной формы договора не влекло его недействительности. Исходя из положений гражданского законодательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ) при несоблюдении письменной формы договора стороны лишаются права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но это не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1788