Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Поскольку ст. 1235 ГК РФ не устанавливает оспоримости договора, приходим к выводу, что несоблюдение письменной формы лицензионного договора влечет его ничтожность и, как всякий ничтожный договор, он является недействительным с самого начала независимо от судебного решения - forma non observata, inferto adnullatio actus (если форма не соблюдена, делается вывод, что акт ничтожен).
Трудности с квалификацией недействительности лицензионного договора являются следствием непоследовательности законодателя, когда он при одних и тех же основаниях в одном случае указывает на ничтожность, а в другом - на недействительность договора, например прямо указывает на ничтожность кредитного договора, определяя, что "несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным" (ст. 820 ГК РФ). В отношении же других, например договора аренды здания или сооружения (ст. 651 ГК РФ), залога (ст. 339 ГК РФ), только устанавливает, что несоблюдение формы договора влечет его недействительность.
В.В. Груздев в целях недопущения правовой неопределенности подчеркивает необходимость разграничения законодателем оснований незаключенности и недействительности сделок <1>.
--------------------------------
<1> Груздев В.В. Гражданско-правовое регулирование недействительных и несостоявшихся сделок. Цит. по: Кияшко В.А. Указ. соч. С. 58.
Итак, что касается лицензионного договора, то по воле законодателя несоблюдение письменной формы влечет за собой его недействительность, а это в свою очередь означает ничтожность договора. Для точного понимания воли законодателя считаю необходимым абз. 3 п. 2 ст. 1235 ГК РФ дополнить предложением: "Такой договор считается ничтожным".
Данный вывод находит поддержку в литературе. Например, Е.А. Павлова считает, что последствием несоблюдения письменной формы договора является его ничтожность <1>.
--------------------------------
<1> Павлова Е.А. Указ. соч. С. 65.
О. Шилохвост высказывает мнение, что указание ГК РФ "на недействительность лицензионного договора при несоблюдении письменной формы договора означает ничтожность соответствующего договора (п. 2 ст. 162 и ст. 168)" <1>.
--------------------------------
<1> Шилохвост О. Указ. соч. С. 13.
В гражданско-правовой доктрине отсутствует единая позиция по поводу квалификации сделки в случае несоблюдения письменной формы договора как незаключенной или недействительной. Нельзя же считать серьезными заявления, например, В. Артемова о том, что никакой проблемы разграничения нет, так как "недействительность договора и его незаключенность - это одно и то же" <1>.
--------------------------------
<1> Артемов В. Недействительность сделок и их последствия: отдельные аспекты // Хозяйство и право. 2002. N 9. С. 117.
В гражданско-правовой литературе высказывается суждение, что последствием несоблюдения письменной формы, когда закон придает значение этому обстоятельству, является не недействительность такой сделки, а ее незаключенность.
Так, по мнению В.В. Витрянского, "договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий: сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (ст. 432)" <1>.
--------------------------------
<1> Витрянский В.В. Существенные условия договора. С. 3.
В более поздней своей работе он также подчеркивает, что при признании договора незаключенным (или заключенным) необходимо оценивать достижение сторонами соглашения "по всем существенным условиям договорного обязательства и облечения его в форму, предусмотренную законодательством (ст. 432 ГК)" <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1958