Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Скловский К.И. Передача права и обязательство. С. 8.
Таким образом, если согласиться с тем, что одним из признаков обязательства является направленность действия на перемещение материальных благ (вещей), то отношения по предоставлению права использования результатов интеллектуальной деятельности нельзя квалифицировать в качестве обязательственных, так как в рассматриваемых отношениях отсутствуют сами материальные блага, способные к перемещению.
Ведь, во-первых, интеллектуальный продукт является идеальным объектом, он не может быть подвержен физическому воздействию и поэтому не может быть и предметом действия со стороны должника; во-вторых, права использования также являются идеальными, да и, кроме того, передача прав, как уже было показано, не нуждается в совершении никаких фактических действий.
Итак, приходим к следующим выводам: или 1) отношения по предоставлению права использования результатов интеллектуальной деятельности не являются обязательственными, или 2) признак обязательства, содержащийся в доктринальном определении, касающийся содержания "обязательственного" действия должника, требует уточнения в части предмета действия должника.
Теперь следует рассмотреть другой вопрос: возможно ли квалифицировать права использования в качестве обязательственных прав исходя из легального определения обязательства?
Ведь, как справедливо отмечал В.Е. Жеребкин, "в области права "авторитетным" является лишь то понятие, то его определение, которое установлено или дано законодателем" <1>. "Обойти" это понятие нельзя даже в том случае, если законодательное определение подвергается критике в теории как устаревшее и в науке уже созрело более четкое представление об этом явлении <2>.
--------------------------------
<1> Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев: Вища школа, 1976. С. 141.
<2> Жеребкин В.Е. Указ. соч. С. 142.
Итак, quid juris (что гласит право)?
Действующий Кодекс определяет обязательство как правоотношение, в силу которого "одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие... а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности" (п. 1 ст. 307).
Что же, исходя из этого определения, является содержанием обязательственного правоотношения?
"В области обязательственных прав, - подчеркивал Ю.К. Толстой, - удовлетворение интересов управомоченного происходит прежде всего в результате действий обязанного лица" <1>. Какое же именно действие обязан сделать должник в пользу кредитора?
--------------------------------
<1> Гражданское право: Учеб. Т. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. С. 328.
Справедливым представляется вывод В.А. Белова о том, что "не описав то самое определенное действие, выполнения которого кредитор может потребовать, а результаты которого получить и присвоить и которое должник, следовательно, обязан совершить" <1>, невозможно охарактеризовать содержание обязательства. По его мнению, из примерного перечня "обязательственных" действий ("передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.") следует, что действие, являющееся предметом требования кредитора (субъективное право) и долгом должника (обязанности), т.е. содержанием обязательственного правоотношения исходя из нормы п. 1 ст. 307 ГК РФ, должно: 1) быть "абсолютно определенным либо (в крайнем случае) определимым - по известным правилам и из исчерпывающего количества возможностей" <2>, 2) быть "фактическим" и 3) иметь имущественное содержание <3>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1193