Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Зададимся вопросом: является ли право использования результата интеллектуальной деятельности также имущественным и как следствие оборотоспособным, т.е. предметом гражданского оборота?
Представляется, что на сегодняшний день поставленный вопрос не имеет удовлетворительного ответа и представляет собой научную проблему.
Как отмечает В.А. Белов, "непросто однозначно ответить на вопрос о том, входят ли в гражданский оборот случаи... предоставления лицензий (разрешений) на использование результатов интеллектуальной деятельности" <1>.
--------------------------------
<1> Белов В.А. Объект субъективного гражданского права, объект гражданского правоотношения и объект гражданского оборота: содержание и соотношение понятий. С. 73.
Для ответа на этот вопрос сначала рассмотрим содержание понятия гражданского оборота в законодательстве и доктрине.
Прямого определения гражданского оборота в Кодексе не содержится, но из толкования ст. 2 и 129 ГК РФ вытекает возможность понимания гражданского оборота в широком и узком смысле. В первом случае под оборотом понимается совокупность гражданских правоотношений (ст. 2 ГК РФ), а во втором - переход прав от одного лица к другому различными способами (ст. 129 ГК РФ).
Такая позиция имеет широкую поддержку в литературе гражданского права.
Из ст. 129 ГК РФ, пишет В.А. Белов, выводится нормативное определение гражданского оборота как "отчуждения объектов гражданских прав и их перехода от одного лица к другому способами иными, чем отчуждение" <1>, т.е. Кодекс под оборотом понимает переход объектов гражданских прав от одного субъекта к другому.
--------------------------------
<1> Там же. С. 69.
Такая дефиниция оборота содержится и в других научных работах. Так, Р.А. Мерзликина, например, пишет: "...материальные объекты вещного права наравне с нематериальными объектами интеллектуальной собственности выступают как товары в гражданском обороте" <1> (выделено мной. - В.В.), т.е., по ее мнению, объектами оборота являются не только вещи, но и объекты интеллектуальной собственности. И это несмотря на то, что ст. 129 ГК РФ прямо определено, что "результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому" и что именно права на них могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.
--------------------------------
<1> Мерзликина Р.А. Указ. соч. С. 8 - 9.
Как подчеркивает С.А. Бабкин, "нематериальные объекты без вмешательства права не могут быть никем присвоены фактически, они сами по себе не могут быть включены в гражданский оборот" <1>.
--------------------------------
<1> Бабкин С.А. Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 574.
А.Л. Маковский выделяет два понятия: объект и предмет гражданского оборота. При этом, по его мнению, результаты интеллектуальной деятельности являются объектами гражданского оборота, т.е. товарного оборота, урегулированного нормами частного права <1>, а "исключительное право является имущественным правом и в этом качестве служит предметом гражданского оборота" <2> (выделено мной. - В.В.).
--------------------------------
<1> Маковский А.Л. Указ. соч. С. 591.
<2> Там же.
Представляется, что в первом случае речь идет все-таки не о гражданском, а об экономическом обороте, каждый из которых, как отмечает автор, имеет свои объекты: материальные (нематериальные) блага и имущественные права на них.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1346