Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Согласно норме закона при построении договора по реальной модели передача имущества является конститутивным элементом для заключенности договора, и если в части лицензионного договора мы выяснили, что понимается под "имуществом", подлежащим передаче, то остается невыясненным вопрос: что является содержанием "передачи" права?
Ведь право - понятие идеальное, и это обусловлено самой природой правоотношений, поскольку "юридические отношения есть вообще идеальные отношения между людьми" <1>.
--------------------------------
<1> Трубецкой Е.Н. Правовые отношения // Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Юристъ, 2001. С. 270.
Поскольку в определении лицензионного договора законодатель применил термин не "передача", а "предоставление", предварительно необходимо выяснить, как соотносятся между собой эти два понятия - "передача" и "предоставление".
Б.Л. Хаскельберг и В.В. Ровный отмечают, что термин "предоставление" с семантической точки зрения нетождествен "передаче", но не раскрывают ни содержания, ни различия этих понятий, лишь, учитывая принцип соблюдения единообразия терминов в нормах права, предлагают, что "термин "передает" стоило бы неукоснительно использовать в определениях всех без исключения реальных договоров" <1>.
--------------------------------
<1> Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В. Указ. соч. С. 21.
По моему мнению, законодатель в части IV ГК РФ термин "передача права" применяет в том случае, когда речь идет о правонаделении с отчуждением права, приводящим к смене субъектов права. Например, в определении договора об отчуждении исключительного права законодатель применил именно этот термин - "передача права" (п. 1 ст. 1234 ГК РФ).
При этом под "отчуждением" права, как верно отмечает О. Ломидзе, понимается "прекращение субъективного права у конкретного лица при сохранении самого социального блага, сопряженное с возникновением одноименного права на данное благо у другого лица" <1>.
--------------------------------
<1> Ломидзе О. Отчуждение обязательственных прав // Хозяйство и право. 2002. Приложение N 6. С. 21.
В том случае, когда правонаделение субъективным правом другого субъекта происходит без отчуждения, законодатель употребляет термин "предоставление права", чтобы подчеркнуть правоустанавливающий (конститутивный) характер правоприобретения, а именно отсутствие отчуждения права.
При этом, по моему мнению, термины "уступка" и "отчуждение" являются тождественными и нельзя согласиться с В.В. Каминским, который разграничивает соответствующие понятия на том основании, что, по его мнению, "термин "уступка" всегда используется в отношении имущественных прав, а "отчуждение" - в отношении имущества" <1>.
--------------------------------
<1> Каминский В.В. Указ. соч. С. 69.
Замечу, что позже В.В. Каминский, отмечая, что "нельзя не согласиться с мнением ряда ученых и специалистов в сфере авторского права, что под отчуждением (уступкой) может признаваться только отказ от определенного права навсегда" <1>, признает эти понятия тождественными.
--------------------------------
<1> Там же. С. 72 - 73.
Отмечу, что в специальных законах в сфере интеллектуальной собственности, действовавших до принятия части IV ГК РФ, законодатель использовал термины "уступка" и "передача" в случаях соответственно транслятивного и конститутивного правопреемства.
Прежде чем рассматривать механизм предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности, необходимо выяснить, как вообще осуществляется переход субъективных прав. При этом под субъективным правом будем понимать "закрепленную за управомоченным лицом в целях удовлетворения его интересов меру возможного поведения, обеспеченную возложением обязанностей на других лиц" <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1756