Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Полагаю, что попытка обосновать договор перевозки пассажира в городском транспорте реальным является несостоятельной, так как пассажира (человека), в отличие от багажа, договор перевозки которого всегда реальный <1>, невозможно сдать для перевозки.
--------------------------------
<1> См.: Гражданское право: Учеб. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. С. 407 (авторы главы - Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов).
Замечу, что не все правоведы считают абсолютно невозможной "передачу" пассажиров. Например, С.С. Алексеев отмечает, что "весьма существенный поворот в самом характере собственности произошел после того, как в качестве объектов собственности... стали выступать в целом предприятия, коммерческие общества, в том числе акционерные и иные имущественные комплексы" <1>, и пишет об обнаружении им следующих важных особенностей:
--------------------------------
<1> Алексеев С.С. Право собственности: Проблемы теории. М.: Норма, 2007. С. 58.
1) как известно, имущественный комплекс состоит из разнородных элементов, в том числе и из того, "что именуется "персоналом", его организационной структурой, порой же его наличием (например, людей, обслуживающих технику, обеспечивающих охрану собственности и др.)" <1>, отсюда вывод, что при продаже имущественного комплекса происходит и передача сотрудников предприятия от одного субъекта к другому;
--------------------------------
<1> Там же. С. 59.
2) "как бы ни прикрывался людской субстрат предприятия или коммерческого общества термином "персонал", все же при более детальном анализе оказывается, что в круг объектов собственности в данном случае входит человек. И, стало быть, полное господство, власть, характерные для собственности, могут распространяться в предприятиях и коммерческих обществах не только на вещи, но и на людей" <1>, т.е. получается, что человек может являться объектом гражданских прав.
--------------------------------
<1> Там же. С. 60.
Как следствие С.С. Алексеев приходит к выводу, с которым трудно согласиться, что работодатель является собственником персонала и, исходя из сущности собственности, имеет над ним "полное, абсолютное обладание и властвование..." <1>; тем самым открывается перед нами, по его выражению, "новый мир собственнических отношений" <2>.
--------------------------------
<1> Алексеев С.С. Указ. соч. С. 62.
<2> Там же.
Но вернусь к вопросу выбора законодателем модели реального договора, который возможен при определенных условиях: 1) при необходимости защиты кредитора (М.И. Брагинский); 2) при определенном содержании договора (отчуждение имущества со сменой правообладателя) (Б.Л. Хаскельберг, В.В. Ровный); 3) при необходимости обеспечения исполнения обязательства должником, когда действия обоих обязанных лиц заключаются в передаче (возврате) вещи, являющейся предметом договора (И.Б. Новицкий).
Удовлетворяет ли лицензионный договор какому-либо из этих условий? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде выяснить, что является содержанием понятия "передача имущества".
Общим мнением в доктрине является воззрение, согласно которому именно сущностью передачи имущества - исполнение или заключение - определяется модель договора - консенсуальная или реальная.
М.И. Брагинский, например, пишет так: "При реальном договоре передача - необходимый элемент его заключения, а потому: нет передачи - нет и договора. В отличие от этого консенсуальным считается договор, заключенный еще до передачи вещи, вследствие чего собственно передача составляет элемент содержания (исполнения) договора" <1>, т.е. именно содержание передачи определяет деление договоров на реальные и консенсуальные.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 720