Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Как известно, в гражданском праве использование критерия "момент заключения договора" позволяет выделить договоры консенсуальные и реальные.
Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "моментом совершения договора является по общему правилу состоявшееся соглашение сторон. Однако, по исключению, в некоторых случаях: 1) требуется по закону, сверх соглашения, еще облечение сделки в определенную форму... или же 2) требуется, в соответствии с природой сделки, передача вещи" <1>. То есть в общем случае моментом совершения договора является момент достижения сторонами консенсуса, но определенные договоры, называемые реальными, считаются заключенными при условии не только достижения сторонами консенсуса, но и передачи вещи.
--------------------------------
<1> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. С. 407.
Реальные договоры, как писал И.А. Покровский, "получают юридическую силу только с того момента, когда на основании соглашения одна сторона передала другой ту вещь, которая была предметом договора" <1>.
--------------------------------
<1> Покровский И.А. История римского права. СПб.: Летний Сад, 1998. С. 412.
По мнению Д.И. Мейера, реальными являются "договоры, которые совершаются посредством отдачи вещи одним контрагентом другому", а консенсуальными - "совершаемые простым соглашением" <1>.
--------------------------------
<1> Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. С. 157.
И.Б. Новицкий договоры, "для действительности которых требуется наряду с соглашением сторон... еще передача вещи" <1>, обозначал термином "реальный договор".
--------------------------------
<1> Новицкий И.Б. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. II. С. 162.
Таким образом, известные русские цивилисты практически одинаково определяли понятия консенсуального и реального договоров.
Законодатель следующим образом сформулировал определение реального договора: "Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества" (п. 2 ст. 433 ГК РФ). При этом под передачей вещи согласно ст. 224 ГК РФ признается: 1) вручение вещи приобретателю; 2) сдача перевозчику для отправки приобретателю; 3) сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещи.
Таким образом, в случае квалификации лицензионного договора как реального отсутствие передачи имущества будет являться основанием для признания его незаключенным и сам вопрос о консенсуальном или реальном характере лицензионного договора - это вопрос о моменте его заключения.
Но, как справедливо отмечает В.В. Витрянский, "теоретический спор о консенсуальном или реальном характере договора может иметь и серьезные практические последствия, влияющие, в частности, на судебно-арбитражную практику" <1>.
--------------------------------
<1> Витрянский В.В. Договор транспортной экспедиции // Вестник ВАС РФ. 2002. N 12. С. 33.
В качестве примера приведу дело о банкротстве, которое стало предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ, исход которого напрямую зависел от квалификации соглашения об отступном в качестве консенсуальной или реальной сделки (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 мая 2011 г. N 18327/10).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1431