Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Лицензиаров в лицензионном договоре о предоставлении права использования произведения Е. Наумова делит на следующие два типа: 1) первичные правообладатели (авторы произведений); 2) вторичные правообладатели (правообладатели, обладающие исключительным правом на произведение на основании договора или иного законного основания).
Среди вторичных правообладателей она называет лицензиата по заключенному ранее лицензионному договору о предоставлении права использования произведения, правообладателя исключительного права по заключенному ранее договору об отчуждении исключительного права на произведение, наследников по закону или завещанию, правообладателя (работодателя) служебного произведения и иных правопреемников <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 58.
На самом деле это ошибочное мнение, и лицензиаром, как правило, часто является не сам правообладатель, а уполномоченные им лица (дистрибьюторы, реселлеры).
Отмечу также, что нет никаких оснований считать лицензиата по заключенному ранее лицензионному договору о предоставлении права использования произведения правообладателем, так как он не является обладателем исключительных прав.
Говоря о пределах осуществления права использования, Е. Наумова не указывает, к чему именно относится "предел" использования, но с учетом ссылки автора на п. 2 ст. 1270 ГК РФ она подразумевает ограничение способов использования. Таким образом, это условие, по сути, сводится к условию об определенности способов использования и его объеме.
Я считаю, что законодатель, устанавливая в п. 1 ст. 1235 ГК РФ требование о возможности для лицензиата использовать результат интеллектуальной деятельности "только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором", указывает на то, что в договоре должен быть определен не только конкретный способ использования, но и предел (границы) использования результата интеллектуальной деятельности этим способом (правомочия), т.е. определяет два существенных условия - содержание правомочия и его пределы.
В.П. Грибанов по этому поводу писал: "Всякое субъективное право, будучи мерой возможного поведения управомоченного лица, имеет определенные границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления... Границы есть неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противоположность - в произвол и тем самым вообще перестает быть правом" <1>.
--------------------------------
<1> Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001. С. 22.
Такую же позицию занимал Г.Ф. Шершеневич: "За отведенные ему пределы субъект права не смеет выходить, потому что он рискует задеть чужие, обеспеченные тем же объективным правом интересы, но в этих пределах он может осуществлять свои интересы, как ему угодно", поскольку "где есть субъективное право, там непременно имеется и правовая обязанность" <1>.
--------------------------------
<1> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1 - 4. М., 1910 - 1912. Вып. 3. С. 610.
В словаре С.И. Ожегова слово "предел" толкуется как рубеж, пространственная или временная граница чего-нибудь, мера, которую не должно нарушать, т.е. предел дозволенного <1>, в нашем случае - предел способа использования. Исходя из этого смысл требования законодателя заключается в необходимости установления в договоре определенных границ (предела) использования объекта интеллектуальной собственности тем или иным способом.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1430