Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Нельзя не согласиться с Л. Шевченко и Е. Шевченко, которые отмечают, что "установить круг существенных условий гражданско-правовых договоров довольно сложно; в науке, законодательстве и в правоприменительной деятельности существуют разные подходы к его решению, что не способствует стабильности отношений в сфере гражданского оборота, единообразию судебной практики" <1>.
--------------------------------
<1> Шевченко Л., Шевченко Е. Указ. соч. С. 36.
Как следствие, в литературе присутствуют различные точки зрения и на состав существенных условий лицензионного договора.
Например, по мнению О.А. Рузаковой, к существенным условиям лицензионного договора должны быть отнесены следующие условия: 1) предмет договора; 2) условие о цене, если договор возмездный <1>; 3) условие о характере передаваемых прав <2>; 4) условие о способах использования <3>; 5) условие о сроках и порядке предоставления отчетов лицензиатом <4>. При этом, как видим, условия об объеме использования результата интеллектуальной деятельности тем или иным способом, о пределах использования - сроке использования и территории, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности, ею не отнесены к существенным условиям. Указанные условия, а также вид лицензии (исключительная или неисключительная), условие о праве предоставления сублицензий, по ее мнению, являются не существенными, а специальными условиями, которые она определяет как "условия, характерные именно для данных договоров", но без которых договор считается заключенным. Считаю неверным мнение О.А. Рузаковой о том, что условие о характере передаваемых прав является существенным условием лицензионного договора.
--------------------------------
<1> Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: Дис. ... д.ю.н. С. 231, 301.
<2> Там же. С. 230.
<3> Там же. С. 301.
<4> Там же.
При этом исхожу из того, что различие в характере передаваемых прав заключается только в том, что лицензиат, получив исключительное право, может "исключить" всех, в том числе и самого лицензиара, из числа пользователей. В пределах срока действия договора право для него становится "своим", т.е. лицензиат занимает место правообладателя.
Но при этом лицензиат является правообладателем на определенное время, в рамках договора не происходит отчуждения исключительного права и как следствие смены правообладателей. Ведь, как правильно полагала Е.А. Флейшиц, "отчуждением называется отказ от определенного права навсегда" <1>.
--------------------------------
<1> Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюриздат, 1957. С. 163.
Поэтому нельзя согласиться с М.А. Мирошниковой, утверждающей, что при уступке право переходит полностью и бесповоротно, а при исключительной лицензии право может перейти не в полном объеме и на более короткий срок <1> - ведь исключительное право сохраняется у лицензиара.
--------------------------------
<1> Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2005. С. 115 - 131.
По договору исключительной лицензии, как правильно отмечает И.С. Чупрунов, "лицензиар предоставляет лицензиату право использования интеллектуального продукта определенными способами (выделено мной. - В.В.), а сам утрачивает право выдавать третьим лицам лицензии на использование теми же способами" <1>.
--------------------------------
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1252