Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Замечу, что согласно норме абз. 1 п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве срок использования являлся существенным условием авторского договора, под которым понимался срок, на который передается право использования произведения.
При этом было установлено, что в случае отсутствия в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, т.е. в отношении существенного условия была установлена диспозитивная норма.
В.В. Каминский отмечал, что исходя из абз. 1 п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве обязательным условием, которое должен содержать авторский договор, является "срок, на который передается право" <1>. При этом отсутствие в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, не ведет к недействительности договора, поскольку норма абз. 2 п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве содержит правило, которое позволяет заключать авторские договоры с неопределенным сроком. В этом случае, согласно указанной норме, "договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора".
--------------------------------
<1> Каминский В.В. Указ. соч. С. 95.
В период действия Закона об авторском праве О.А. Степанова, основываясь на том, что отсутствие в авторском договоре условий о сроке и территории не влечет признания договора незаключенным, пришла к выводу о том, что "данные условия не являются необходимыми и достаточными для заключения данного договора" <1>, т.е. существенными. То есть, по ее мнению, условия о сроке и территории должны быть признаны обычными условиями, т.е. условиями, которые закреплены в диспозитивных нормах законодательства, от которых стороны могут отступить в договоре <2>.
--------------------------------
<1> Степанова О.А. Указ. соч. С. 70.
<2> Там же. С. 71.
Нельзя не отметить, что, несмотря на то что законодатель прямо назвал срок использования произведения существенным условием, тем не менее в арбитражной практике этот срок отождествляется со сроком действия договора.
Например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16 января 2002 г. по делу N А56-25535/01 указал, что договор, по которому передаются имущественные права на программу для ЭВМ, "должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора" (выделено мной. - В.В.).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 21 июля 2009 г. N 2658/09 высказал правовую позицию, согласно которой под сроком действия договора о передаче исключительных прав на использование произведения следует понимать срок, на который передаются права <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. N 2658/09 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11. С. 245.
Дефиниция понятия "срок действия договора" в ГК РФ отсутствует, но из п. 3 ст. 425 ГК РФ, устанавливающего, что "окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору", следует, что срок действия договора представляет собой период времени, в течение которого условия, установленные договором, обязательны для сторон, т.е. за его пределами договор уже не существует и у сторон отсутствует возможность требования исполнения договора.
Исходя из этого стороны, заключая лицензионный договор, срок его действия устанавливают равным периоду времени с момента его подписания и до исполнения сторонами обязательств по договору, но не до окончания срока использования охраняемого объекта.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1297