СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Прогрессивные стимулы подъема инновационной активности страны

Перед российской экономикой в условиях постоянства нарастающих угроз глобального экономического кризиса стоит необходимость одновременного решения двух задач - минимизировать последствия кризиса и сформировать потенциал инновационных ресурсов для будущего посткризисного развития. При этом в качестве модели посткризисного долгосрочного развития выбрана инновационная социально ориентированная модель экономики страны. Соответствующая цель поставлена в рамках Концепции долгосрочного социальноэкономического развития России до 2020 г., а также в Прогнозе и Программе социально-экономического развития страны на период 20122014 гг.

Инновационная социально ориентированная модель экономики характеризуется: в первую очередь, высокой инновационной активностью всех экономических субъектов; формированием мощного научнотехнологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержку лидерства в научных исследованиях и технологиях; постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и высокотехнологичных продуктов; высокой долей наукоемких секторов в ВВП и экспорте; рядом других показателей.

Для построения такой модели Правительство Российской Федерации должно обеспечить реализацию системы мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики и общественной жизни. При этом комплекс мер должен содержать в себе как общесистемные меры, направленные на долгосрочное развитие национальной инновационной системы, так и меры, отражающие специфику развития в условиях кризиса.

Сложившееся в России на сегодняшний день положение с инновационной активностью в реальном секторе экономики может быть охарактеризовано как негативное.

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического типа остается низкой. В 2010 г. на разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 12,8% общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (73%), Ирландии (61%), Бельгии (58%), Эстонии (47%), Чехии (41%). Мала доля предприятий, направляющих средства на приобретение новых технологий (14,3%). Динамика этих индикаторов за последнее время изменилась незначительно.

Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются (в 1995-2010 гг. на 78%), а затраты на инновации растут еще быстрее (за тот же период - вдвое). Как следствие, на рубль таких затрат в 2010 г. приходилось 4,8 р. инновационной продукции против 5,5 р. в 1995 г. Несмотря на медленно нарастающий объем бюджетного финансирования в сферы проведения исследований и разработок, на развитие сектора генерации знаний и идей, это не привело к должному росту инновационной активности самих предприятий. Так, с 2005 по 2010 г. доля средств отечественного предпринимательского сектора в собственных затратах на исследования и разработки уменьшилась с 30,0 до 28,5% при увеличении доли государственных средств с 61,9 до 65,4% соответственно.

Негативные тенденции усилились в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 г. Предприятия, столкнувшись с падением рыночного спроса и необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь стали экономить средства на технологическом развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение. Стала необходима корректировка научно-технической и инновационной политики для ответа на этот вызов.

В Плане мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий (далее - План) мы представляем систему мер по поддержке приоритетных направлений технологического развития, совершенствованию институциональных условий инновационной деятельности и повышению эффективности созданной инфраструктуры, формированию долгосрочных стимулов к инновационной деятельности, в том числе в государственном секторе, а также по корректировке принимаемых Правительством Российской Федерации антикризисных мер с учетом стратегии инновационного развития в секторе малого и среднего бизнеса.

Мероприятия Плана структурированы по следующим основным блокам:

поддержка приоритетных направлений технологического развития и координация с целью обеспечения непрерывности цикла реализации инновационных проектов;

поддержка инновационной деятельности существующих предприятий;

поддержка создания нового инновационного бизнеса, а также мер по улучшению институциональных условий и повышению эффективности инновационной инфраструктуры;

создание стимулов к инновационной деятельности в государственном секторе.

Основной акцент в Плане сделан на стимулировании инновационной активности в экономике, на предприятиях реального сектора, что, в дополнение к мероприятиям по повышению эффективности сектора генерации знаний, научно-технической сферы, сформирует целостную систему сценарных инновационных проектов Правительства Российской Федерации.

Основными инструментами реализации предлагаемого Плана мероприятий являются:

механизмы, обеспечивающие совместно с бизнесом выработку перспективного видения приоритетных направлений технологического развития с учетом результатов долгосрочных научно-технологических прогнозов, а также мировых тенденций социально-экономического развития;

эффективная координация деятельности институтов развития, государственных корпораций и крупных компаний;

государственные закупки и государственные программы как инструмент создания спроса на инновационную продукцию и технологии;

бюджетные субсидии с целью стимулирования модернизации и повышения эффективности инновационной деятельности предприятий. При этом предполагается обеспечить жесткий контроль за целевым использованием государственных средств;

налоговые льготы, сфокусированные на поддержке четко выделенных типов инновационного поведения и обеспечивающие возможность эффективного и малозатратного для государства и бизнеса их администрирования;

государственно-частное партнерство в сфере инновационного и технологического развития (софинансирование государством проектов бизнеса, направленных на создание новых технологий и продуктов, на стимулирование высокотехнологичного экспорта, повышение эффективности деятельности созданных институтов развития и инновационной инфраструктуры);

установление обязательных требований, стимулирующих предприятия, в том числе компании с государственным участием, к инновационной деятельности.

Мероприятия, направленные на поддержку реализации приоритетных проектов технологического развития, а также на повышение эффективности государственного регулирования инновационной деятельности, должны обеспечить условия благоприятного развития механизмов гибкой координации действий бизнеса, государства, научных и образовательных организаций в определении приоритетов технологического развития, согласованности действий при разработке и реализации программ прикладных исследований. С учетом результатов долгосрочных научно-технологических прогнозов, подготовленных Минобрнауки России и Российской академией наук, а также мировых тенденций социально-экономического развития предполагается сформировать технологические платформы и разработать отраслевые технологические дорожные карты в ряде высокотехнологичных отраслей.

Повышению эффективности планирования и мониторинга расходования бюджетных средств в научно-технической сфере будут способствовать меры по включению в состав федерального бюджета приложения, группирующего расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения. Политикой содействия развитию региональных инновационных кластеров предусматривается предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на цели реализации региональных программ инновационнотехнологического развития. Предполагается, что указанные средства будут направляться на реализацию мероприятий, связанных с устранением «узких мест» в развитии региональных инновационных кластеров, на поддержку кооперационных программ предприятий, входящих в состав кластеров.

Для стимулирования участия страны в развитии международной технологической кооперации, поддержки участия российских предприятий в международных цепочках добавленной стоимости в высокотехнологических секторах экономики предусмотрено формирование организационно-финансовых механизмов поддержки приобретения активов зарубежных высокотехнологичных компаний, а также создание с ними технологических альянсов, в том числе с использованием ресурсов институтов развития, прежде всего Внешэкономбанка.

Конкретные параметры приобретения активов зарубежных высокотехнологичных компаний российскими компаниями должны определяться хозяйствующими субъектами, в интересах которых осуществляется указанное приобретение; при этом отбор перспективных проектов должен проводиться с учетом стратегий развития указанных субъектов. Кроме того, с целью поддержки приобретения российскими компаниями активов зарубежных высокотехнологичных компаний предполагается активнее использовать механизмы информационной и дипломатической поддержки российских компаний соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в том числе МИД России и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.

Усилия государства по поддержке инновационной деятельности существующих предприятий данного сектора должны быть направлены на формирование необходимых условий для ускоренного технологического развития экономики страны. Для этого государством должны применяться комплексы целевых мотивирующих механизмов, а также меры административного воздействия, направленные на стимулирование инновационной деятельности в промышленно-индустриальных кластерах страны.




Р. Ф. Шайбаков Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Коммерческий торговый представитель': 66