Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Указ. соч. С. 41 - 42.
Все ли возможные действия правообладателя (лицензиара)
определил законодатель?
По моему мнению, законодатель, указав в п. 1 ст. 1235 ГК РФ на возможность наделения лицензиата правом использования результата интеллектуальной деятельности, определил не все возможные действия правообладателя (лицензиара), оставив за рамками содержания договора возможность предоставления лицензиату права распоряжения правом использования объекта интеллектуальной собственности.
Зададимся вопросом: как сочетаются между собой понятия "право использования результата интеллектуальной деятельности" и "распоряжение правом использования результата интеллектуальной деятельности"?
Общеизвестно мнение В.А. Дозорцева о том, что "в содержание исключительного права входят два правомочия - использование и распоряжение. Но объектом использования является сам результат, а объектом распоряжения - право на него, право его использования" <1>. Он отмечал, что под использованием понимаются самостоятельные действия правообладателя по практическому применению интеллектуального продукта, а передача правообладателем принадлежащего ему права использования охраняемого результата другим лицам производится путем выдачи разрешения - "издания акта о распоряжении правами" <2>.
--------------------------------
<1> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М.: Статут; Исследовательский центр частного права, 2005. С. 121.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья В.А. Дозорцева "Понятие исключительного права" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003; "Юридический мир", 2000, NN 3, 6.
<2> Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Проблемы современного гражданского права: Сб. ст. М.: Городец, 2000. С. 298 - 299.
То есть, по мнению В.А. Дозорцева, распоряжение - правомочие, составляющее содержание исключительного права.
Позиция В.А. Дозорцева о разграничении правомочий правообладателя нашла отражение в части IV ГК РФ, согласно которой правообладатель вправе: 1) использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом и 2) распоряжаться исключительным правом на охраняемый результат (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). При этом правомочие распоряжения исключительным правом направлено на введение этого права в гражданский оборот.
Вопрос о том, что является содержанием исключительного права, сводится ли оно только к возможности правообладателя использовать объект интеллектуальной собственности или включает в себя распоряжение правом, носит дискуссионный характер.
В связи с этим обращу внимание на позицию А.О. Рыбалова касательно права собственности: "Если применительно к праву собственности владение и пользование осуществляются непосредственно объектом права, то распоряжение возможно только в отношении субъективного права, но не в отношении объекта этого права. Распоряжение - не правомочие в составе субъективного права, распоряжение - это возможность распорядиться самим правом" <1>. Итак, по его мнению, с которым следует согласиться, распоряжение правом является не "внутренним", а "внешним" по отношению к субъективному праву.
--------------------------------
<1> Рыбалов А.О. Указ. соч. С. 85.
Такой взгляд находит поддержку в юридической литературе. Например, М.А. Москалец подчеркивает: "В отношении субъективных прав применимо третье правомочие, которое обычно рассматривается в качестве элемента содержания права собственности и иных вещных прав, - правомочие распоряжения. При этом обращается внимание на то, что правомочие распоряжения субъективным правом не входит непосредственно в его содержание" <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1171