Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Рахматулина Р.Ш. Авторский договор с участием иностранных лиц: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2002. С. 8.
В.В. Каминский возражал против этого, утверждая, что норма п. 5 ст. 31 Закона об авторском праве как раз неприменима к договорам заказа. Из правила, установленного данной статьей, есть два исключения: одно из них касается договоров заказа, второе - авторских договоров, устанавливающих режим будущих служебных произведений в соответствии со ст. 14 Закона об авторском праве.
Характерной особенностью этих двух видов авторского договора является следующее: если среди условий договора отсутствует положение о сохранении за автором тех или иных имущественных прав, то действует презумпция перехода исключительных прав на использование произведения работодателю или заказчику соответственно. В первом случае в силу прямого указания закона (п. 2 ст. 14 Закона об авторском праве), во втором случае - в силу применения к авторским договорам заказа общих гражданско-правовых норм, относящихся к договору подряда (в частности, п. 2 ст. 703 ГК РФ) по аналогии закона (ст. 6 ГК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Каминский В.В. Указ. соч. С. 141.
Такую же позицию занимал В.О. Калятин, который считал, что "договор заказа имеет целью не просто абстрактное создание произведения, а передачу соответствующих прав заказчику" <1>. Ведь заказчик чаще всего заинтересован в получении прав на использование заказанного произведения. Практическая реализация указанного предложения существенно ограничила бы оборот авторских прав, что вряд ли отвечает требованиям современного рынка и в конечном счете не выгодно как автору, так и заказчику.
--------------------------------
<1> Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учеб. для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 2000. С. 169.
Э. Гаврилов по этому поводу писал: "Договор заказа (ст. 33 Закона) относится не только к созданию произведения, но и к передаче его заказчику. Такая передача означает предоставление заказчику определенного набора авторских правомочий. Без этого последнего нельзя говорить об авторском договоре заказа: договор превращается в договор подрядного типа об изготовлении материальной вещи" <1>.
--------------------------------
<1> Гаврилов Э.П. Каким быть закону об авторском праве? // Патенты и лицензии. 2001. N 10. С. 14.
Для устранения неопределенности В.В. Каминский предлагал внести поправку в п. 1 ст. 33 Закона об авторском праве - слово "его" заменить словами "как само произведение, так и имущественные права, определенные сторонами в договоре": "По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать как само произведение, так и имущественные права, определенные сторонами в договоре, заказчику" <1>.
--------------------------------
<1> Каминский В.В. Указ. соч. С. 143.
Замечу, что вопрос о том, что является предметом договора авторского заказа, остается дискуссионным и после принятия части IV ГК РФ, содержащей следующую дефиницию авторского договора: "По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме" (п. 1 ст. 1288 ГК РФ).
Завершая анализ данной темы, считаю, что следует согласиться с И.Б. Новицким, который признавал объект одним из элементов обязательственного правоотношения, как и любого другого отношения. Утверждая свою точку зрения, он рассуждал следующим образом: "Правоотношение есть социальное (общественное) отношение, урегулированное нормами права. А всякое общественное отношение есть отношение между лицами по поводу чего-то такого, что соответствует интересу управомоченного лица и на что направлено его право. В действительной жизни безобъектных правоотношений не бывает" <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1174