По мнению ряда аналитиков, к середине 2010 г. мировой экономический кризис миновал, страны перешли к анализу его последствий и разработке мер по реструктуризации экономики в посткризисный период. Пристальное изучение каждого сектора экономики, пострадавшего во время кризиса, позволяет видеть ущерб, который был нанесен кризисными явлениями. Такой анализ последствий кризиса оказывает нам помощь в разработке инновационных путей реструктуризации экономики для усиления ее наиболее перспективных сторон и аспектов. С этой точки зрения глобальный экономический кризис послужил стимулом для реформирования и реструктуризации экономики, а также разработки новых подходов к продвижению в жизнь наиболее важных реформ.
Экономический кризис вызвал серьезную озабоченность со стороны вьетнамского руководства, заставив начать пересмотр распределения инвестиций в экономическую сферу. Реструктуризация инвестиционной политики была направлена на стабилизацию экономического положения страны и на принятие мер по сокращению безработицы в ряде секторов. Реструктуризация инновационной структуры рассматривается как неотъемлемая часть комплексной стратегии реструктуризации вьетнамской экономики, направленной на повышение производительности и устранение оставшихся недостатков. Структура инвестиций Вьетнама, с учетом капитала, становится всё более разнообразной.
Реструктуризация инвестиций во Вьетнаме осуществляется на основе классификация структуры инвестиционных групп, которые включают в себя:
Инвестиционные фонды. Во Вьетнаме структура инвестиционного фонда в основном состоит из:
государственного капитала, в том числе бюджетных денежных средств, средств, выделенных на развитие инвестиционного кредитования, а также инвестиций государственных предприятий;
частных инвестиций, в том числе личных сбережений населения и денежных средств частных предприятий;
иностранного капитала, в том числе капитала, направляемого на оказание поддержки вьетнамской экономике, прямых иностранных инвестиций.
Распределение инвестиций по отраслям. Полученные денежные средства распределяются по отраслям вьетнамской экономики в зависимости от их значимости: промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг; также часть из них идет на развитие малого бизнеса. Распределение инвестиций по секторам экономики четко указывает на инвестиционные приоритеты.
Региональное распределение инвестиций. Инвестиции в региональное развитие обусловлены необходимостью эффективного использования местных ресурсов и развития конкурентных преимуществ каждого региона.
Инвестиции в социальное развитие. Эти инвестиции необходимы для развития и мобилизации трудовых ресурсов Вьетнама.
Статистические данные показывают, что доля государственных капитальных вложений снижается, хотя и остается всё еще очень высокой (см. таблицу).
Структура капиталовложений в социальное развитие Вьетнама в 2006-2010 гг., млрд донгов (%)
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010
Общий объем инвестиций 404,7 532,1 616,7 714,8 805,5
1. Инвестиции из государст 100,2 107,3 119,5 180,0 140,0
венного бюджета (24,8) (20,2) (19,4) (25,2) (17,4)
2. Государственные облигации 7,6 7,0 20,0 46,0 56,0
(1,9) (1,3) (3,2) (6,4) (7,0)
3. Инвестиции на плановую 34,9 35,1 35,0 35,7 55,0
деятельность (8,6) (6,6) (5,7) (5,0) (6,8)
4. Инвестиции в государствен 55,1 60,0 56,0 54,1 66,0
ные предприятия (13,6) (11,3) (9,1) (7,6) (8,2)
5. Инвестиции в строительство 154,0 204,7 217,0 235,0 281,5
жилья и развитие частного бизнеса (38,1) (38,5) (35,2) (32,9) (34,9)
6. Прямые иностранные инве- 52,5 110,0 160,0 154,0 182,0
стиции в развитие производства (13) (20,7) (25,9) (21,5) (22,6)
7. Другие виды инвестиций 0,4 8,0 9,2 10,0 25,0
(0,1) (1,5) (1,5) (1,4) (3,1)
Источник: Статистическое управление Министерства планирования и инвестиционной деятельности Вьетнама.
На некоторых государственных предприятиях доля государственных капиталовложений снизилась с 13,6% в 2006 г. до 8,2% в 2010 г. Процесс реструктуризации инвестиций в частные предприятия и жилищное строительство за 2006-2010 гг. практически не развивался. Однако капиталовложения в вышеуказанную сферу занимают значительную часть в общем объеме социальных капиталовложений. Данный процесс направлен на ограничение инвестиций частного капитала, которые, как правило, более эффективны, чем государственные инвестиции.
В области инвестиционной политики Вьетнама в 2006-2010 гг. можно выделить определенные просчеты и достижения .
Около 72% общих капиталовложений было направлено на развитие 20 ключевых отраслей, однако исключая обрабатывающую промышленность, сферу высоких технологий, производство морепродуктов, сельское хозяйство, агролесомелиорацию.
Из государственных инвестиционных фондов 65% средств было направлено в 10 отраслей: автомобильная промышленность и автомобильный транспорт, водоснабжение, производство электроэнергии, добыча нефти и газа, государственное управление, здравоохранение, социальное обеспечение, телекоммуникации, культура, спорт и мелиорация.
Для инвестиций в развитие частного сектора были выделены 10 направлений, на которые были направлены 65% инвестиций: торговля, гостиничный бизнес, сфера услуг, гражданское строительство, автомобильный транспорт, водный транспорт, телекоммуникации, добыча угля, добыча морепродуктов, производство электроэнергии и газа.
До 47% прямых иностранных инвестиций было направлено на развитие добычи нефти и газа, производства электроэнергии и газа, операций с недвижимостью, водоснабжения, производства изделий из кожи, торговли, автомобильного транспорта, производства цемента и стали. На сельское хозяйств и рыболовство приходится лишь 3% прямых иностранных инвестиций.
Можно сделать вывод: инвестиции в производство носят недостаточный характер, их сложно получить. Несмотря на то что произошла реструктуризация государственных капитальных вложений и увеличились вложения в финансовую сферу, перерабатывающую промышленность, производственную деятельность, а также в развитие высоких технологий, пока не удалось достичь ожидаемой отдачи от этих инвестиций. Остается чрезвычайно высокой доля государственных вложений в такие отрасли, как торговля, гостиничный бизнес, гражданское строительство, туризм, а также текстильная промышленность, которые можно было бы передать частному капиталу.
Чан Тхи Тхюа Лиен (Вьетнам), А Абдурахманов, Т. Б. Иванова
Российский университет дружбы народов (Москва, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1332