Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Новицкий И.Б. Римское право. 4-е изд., стереотип. М.: Гуманитарное значение; ТЕИС, 1993. С. 165.
Кроме того, отсутствие определенности в содержании понятия "объект договора" приводит к трудностям в определении предмета договора. Покажем это на примере договора об отчуждении исключительного права.
Если в отношении лицензионного договора законодатель прямо указал, что его предметом является результат интеллектуальной деятельности (подп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ), то и в юридической литературе иные точки зрения на предмет договора почти не встречаются. Лишь немногие авторы, например Е.А. Суханов, считают, что предметом договора являются права на охраняемые результаты, а не сами нематериальные объекты <1>.
--------------------------------
<1> Суханов Е.А. Раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". С. 337.
Такую же позицию занимает О.А. Степанова: "...предметом договоров об использовании результатов интеллектуальной деятельности... является передача... прав, а сами идеальные результаты служат объектами прав" <1>.
--------------------------------
<1> Степанова О.А. Указ. соч. С. 48.
Совсем иная ситуация складывается с определением предмета договора об отчуждении исключительного права. Законодатель не указал, что же именно является его предметом, определив договор следующим образом: правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме приобретателю (п. 1 ст. 1234 ГК РФ).
Как следствие в литературе гражданского права присутствуют три точки зрения на предмет договора, таковым считают: 1) исключительное право; 2) результат интеллектуальной деятельности; 3) сложный объект - совокупность исключительного права и результата интеллектуальной деятельности.
Е.А. Суханов <1>, а также Е.А. Дедков и Е.Б. Александров указывают, что "предметом договора об отчуждении является передача исключительного права... от правообладателя к приобретателю" <2> (выделено мной. - В.В.).
--------------------------------
<1> Суханов Е.А. Раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". С. 328.
<2> Дедков Е.А., Александров Е.Б. Указ. соч. С. 395.
Е. Николаева также считает, что предметом договора об отчуждении исключительного права выступает передача указанного права в полном объеме <1>.
--------------------------------
<1> Николаева Е. Взыскание права... Возможно ли? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 42. С. 10.
По мнению Р.Ш. Рахматулиной, предметом договора об отчуждении прав является "полное отчуждение, т.е. передача в полном объеме исключительных прав" <1>.
--------------------------------
<1> Рахматулина Р.Ш. Договор в авторском праве с участием иностранных лиц. С. 50.
Е.М. Нетбай в диссертационном исследовании приходит к выводу, что при рассмотрении предмета договора об отчуждении исключительного права необходимо разграничивать "предмет" и "объект договора". При этом предмет договора об отчуждении исключительного права представляет собой действие обязанного лица по отчуждению исключительного права, а объектом является исключительное право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации <1>.
--------------------------------
<1> Нетбай Е.М. Указ. соч. С. 17.
Другое мнение представлено О. Шилохвостом, который, отмечая, что к числу существенных условий договора об отчуждении исключительного права относится предмет договора, приходит к выводу, что "это означает, что в договоре требуется указать результат интеллектуальной деятельности... исключительное право на который передается правообладателем приобретателю в полном объеме" <1> (выделено мной. - В.В.).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1077