Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Рузакова О.А. Проблемы построения системы договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. 2008. N 6. С. 25.
<2> Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: Дис. ... д.ю.н. С. 183.
По мнению А.С. Райникова, исходя из дефиниции лицензионного договора главным качеством, признаком, отличающим его от других обязательств, направленных на распоряжение исключительными правами, "является то, что он предполагает не передачу права на соответствующий объект интеллектуальной собственности в полном объеме, а лишь предоставление права на его использование в согласованных контрагентами пределах" <1>.
--------------------------------
<1> Райников А.С. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными гражданско-правовыми институтами // Вестник гражданского права. 2008. N 3. Т. 8. С. 23.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что условия о предмете и объекте договора как о действиях по предоставлению лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности в предусмотренных договором пределах должны быть отнесены к существенным условиям лицензионного договора.
Как было уже отмечено, законодатель отождествляет понятия "предмет" и "объект договора", понимая под ними имущество (вещи), но нигде под понятием "объект договора" не подразумеваются действия обязанных лиц.
Из содержания ст. 1235 ГК РФ можно сделать вывод, что на самом деле законодатель под предметом договора понимает не один только результат интеллектуальной деятельности, а сложный объект, включающий в себя два рода объектов: 1) объект первого рода - действия лицензиара и лицензиата; 2) объект второго рода - результат интеллектуальной деятельности, который посредством таких действий предоставляется в пользование лицензиату, без разграничения его на предмет и объект.
По моему убеждению, понятия "предмет" и "объект договора" должны быть законодателем определены и разграничены.
Такое мнение высказывалось в юридической литературе, например, Л.В. Зарапиной: "Для любого договора обязательны такие критерии, как понятие, "предмет", "объект", "существенные условия". Законодательно они не определены, хотя попытки были" <1>.
--------------------------------
<1> Зарапина Л.В. Указ. соч. С. 35.
Л. Андреева, придерживаясь тех же взглядов, что и В.В. Витрянский, также предлагала разграничить понятия "предмет" и "объект договора" и под предметом понимать действия сторон, а под объектом - составную часть предмета <1>.
--------------------------------
<1> Андреева Л. Указ. соч. С. 91.
Таким образом, в части лицензионного договора его предметом будут действия лицензиара и лицензиата, а объектом - результат интеллектуальной деятельности.
Данной позиции придерживается В.А. Кияшко, отмечая, что при заключении договора, например, передачи имущества важно не только определить его предмет, под которым он понимает материальный объект, но, кроме того, стороны "должны также определить правовую природу обязательства по передаче (будет ли это безвозмездное пользование, аренда, купля-продажа, мена или еще что-то неназванное), т.е. еще и объект" <1>, следовательно, содержание договора должно позволять сделать вывод, как поступить с вещью. Основываясь на этом, он приходит к выводу, что "в качестве существенных условий договора помимо собственно предмета договора необходимо также выделять и объект договора" <2> (выделено мной. - В.В.).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1256