В настоящее время технологическая революция и информационные технологии заново формируют материальную основу общества. В новой информационной экономике - экономике, основанной на знаниях, источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, в интеллектуальном капитале, в инновационной деятельности.
Интеллектуальный капитал служит основой разработки стратегии предприятия.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов, активов. Необходимы новые управленческие решение и, как следствие, новые стратегии развития предприятия для эффективного достижения поставленных целей.
Несмотря на то что разработка и реализация стратегии развития предприятия является одной из наиболее важных задач, стоящих перед руководством любой компании, менеджерам редко удается успешно реализовать выбранную стратегию. Существует четыре основных фактора, препятствующих успешной реализации выбранной стратегии предприятия.
Недостаточное понимание общей идеи выбранной стратегии людьми (работниками), ответственными за ее непосредственную реализацию.
Особенности управления предприятием (руководство предприятия уделяет основное внимание планированию, организации хозяйственной деятельности и недостаточно занимается разработкой стратегии развития компании).
Человеческий фактор (выбранная предприятием стратегия не учитывает личные цели работников, не создает должных стимулов, а также не предоставляет работникам возможность развивать свой потенциал).
Особенности ведения хозяйственной деятельности (планирование финансовой деятельности предприятия не связано с разработкой стратегии развития компании).
Существуют механизмы для нейтрализации данных факторов.
Четкое определение основной идеи стратегии, выбранной руководством предприятия, и представление данной стратегии в виде плана конкретных действий.
Донесение содержания плана конкретных действий до всех структурных подразделений предприятия.
Увязка интересов клиентов (потребителей) с повседневной хозяйственной деятельностью предприятия.
Соединение целей предприятия с оценкой личного вклада каждого сотрудника.
Оценка не только эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, но и эффективности работы отдельных структурных подразделений.
Определение основных направлений деятельности не только производственных, но и других структурных подразделений предприятия, исходя из общей стратегии развития компании.
Оценка эффективности работы группы предприятий с использованием единых критериев оценки.
Подробное информирование руководством предприятия производственных подразделений о результатах реализации стратегии, а также стимулирование активного участия последних в данном процессе.
Карта балльных оценок - это инструмент, использование которого позволяет руководству предприятия эффективно реализовать выбранную стратегию, ориентируясь на определенные задачи, критерии оценки, целевые показатели и стратегическую программу, систематизированные исходя из интересов акционеров и потребителей, особенностей ведения хозяйственной деятельности и организационной структуры предприятия, а также специфики подготовки персонала. В данной карте отражены интересы всех заинтересованных сторон: акционеров, руководства и работников предприятия, потребителей (клиентов).
Карта балльных оценок - инструмент стратегического управления предприятием, использование которого позволяет руководству предприятия донести суть выбранной им стратегии до всех структурных подразделений и организовать деятельность предприятия в соответствии с данной стратегией.
Применение карты балльных оценок - это универсальный подход к управлению предприятием, который может быть применен на любом предприятии в любой стране мира.
Карту балльных оценок можно представить в виде матрицы (см. таблицу), которая составляется после согласования ключевых моментов со всеми руководителями структурных подразделений предприятия и используется в качестве ориентира при реализации выбранной стратегии.
Карта балльных оценок
Основные
факторы Задачи Критерии оценки (первичные, вторичные) Целевые показатели, % Стратегическая
программа
Финансы
предприятия Увеличение дохода, расширение источников дохода Рентабельность, рост, стоимость акционерного капитала 15 Программа до 2013 г.
Потребители Имидж продукта Приверженность к данной торговой марке, степень доверия, доля рынка 85 Разработка нового дизайна для карточки клиента
Особенности ведения хозяйственной деятельности и организационной структуры Повышение оперативности оказания услуг Время выполнения заказа, производительность, себестоимость производства 20 Пересмотр процесса ведения хозяйственной деятельности предприятия
Подготовка
персонала Согласование собственных целей с целями компании Имеющиеся знания, обучение в процессе работы, самообразование Пересмотр системы вознаграждений
Сравним традиционный метод управления предприятием, основанный на планировании хозяйственной деятельности, и метод управления предприятием на основе карты балльных оценок (см. рисунок).
Сравнение традиционного планирования и управления предприятием на основе карты балльных оценок
Составление карты балльных оценок проходит в несколько этапов.
Этап 1: построение диаграммы стратегических задач (определение основных задач и конкретизация стратегии). Руководители предприятия согласуют между собой перечень стратегических задач, систематизированных на основе четырех факторов: финансового состояния предприятия, интересов потребителя, особенностей ведения хозяйственной деятельности и специфики подготовки персонала. На этом этапе определяются ответственные работники за реализацию выбранной руководством стратегии.
Этап 2: составление карты балльных оценок. Менеджеры среднего звена определяют основные критерии, необходимые для оценки степени достижения каждой из стратегических задач (всего устанавливаются 15-25 таких критериев). Кроме того, отдельно по периодам определяются количественные целевые показатели для каждого критерия и составляется программа конкретных действий, необходимых для реализации выбранной стратегии.
Этап 3: реализация стратегии и обратная связь. Каждое структурное подразделение составляет свою карту балльных оценок и начинает работать. Результаты хозяйственной деятельности за определенный период оцениваются на основании каждого из установленных критериев, после чего доводятся до сведения руководителей, менеджеров среднего звена и работников подразделений предприятия.
Особенности и результаты использования карты балльных оценок:
возможность согласования интересов всех заинтересованных сторон (акционеров, потребителей, работников предприятия).
возможность согласования интересов работников предприятия на всех уровнях, а именно: на уровне структурных подразделений, отделов, секций, а также отдельных работников, в части стратегических задач, критериев оценки результатов работы и организации повседневной деятельности:
определение четкой стратегии, доведение ее сути до непосредственных исполнителей и обеспечение успешной реализации;
увязывание данной стратегии с целями предприятия как структуры и личными интересами работников;
определение основных направлений деятельности всех структурных подразделений предприятия исходя из выбранной стратегии и оценка результатов деятельности;
разработка общей стратегии развития предприятия и создание единой системы управления и оценки результатов;
создание жизнеспособной организации, в которой работник активно прилагает усилия для достижения четко поставленных целей;
более эффективное распределение рабочего времени.
Карта балльных оценок является инструментом стратегического инновационного развития предприятия.
Библиографический список
Трефилова А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.
Трефилова А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.
Харин А., Коленский И. Управление инновациями: основы организации инновационных процессов: учеб. пособие / под ред. Ю. Шленова. М.: Высшая школа, 2003.
С. А Химичева, М. А Иванова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1776