СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О проблемах инновационного развития российских предприятий

В новых условиях хозяйствования экономики России, ставшей на путь рыночных преобразований, конкуренция товаров и услуг трансформируется в конкуренцию организаций, в соперничество управленческих знаний, искусства и мастерства управления. Это объясняется тем, что мир вступил в эпоху «интеллектуальной экономики» (экономики знаний), где основными источниками благосостояния и ведущими факторами производства становятся инновации и творческие (интеллектуальные) достижения людей [2].

Инновационное развитие во всем мире обусловлено необходимостью постоянного повышения и удержания конкурентоспособности предприятиями. При этом использование инноваций дает предприятиям возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы. Уровень конкурентоспособности предприятия в наибольшей степени зависит от технологического уровня предприятия [6]. Следовательно, в современных условиях выживают только те предприятия, которые гибко реагируют на требования рынка, создают и грамотно организовывают производство конкурентоспособной продукции, обеспечивают эффективность перестройки внутрипроизводственного управления, т. е. инновационно развиваются [2]. Компании, не способные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям [4]. Помимо этого, необходимо учитывать глубину инновационных процессов на предприятии, поскольку к росту конкурентоспособности приводят не все инновации, а только ориентированные на новые рынки и сопровождающиеся оригинальными разработками [2].

Говоря об инновациях, мы не всегда понимаем их суть. В настоящее время существует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация», «нововведение» и «инновация». Часто их заменяют русскими словами «новое» или «новинка». Эти термины применяются, как правило, в двух случаях: для обозначения того, чего ранее не было, или того, что ранее было, но имеет качественно новые отличительные признаки. Обычно используются все указанные выше термины. Приведем их определения.

Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности [1]. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру), ноу-хау, понятий, подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее. Понятия «новшество» и «новация» - синонимы.

Процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы или человеческой деятельности называется исследованием. Изобретение - это результат исследований, реализованный в новом приборе, механизме, инструменте, технологии, методе и пр., созданном человеком. Открытие - это результат исследований, возможно, побочный. Открытие и изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне и редко изобретателем- одиночкой. Они могут произойти случайно и не преследуют цель получить выгоду.

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Используются два толкования этого термина: нововведение как процесс и нововведение как результат.

Что касается понятия «инновация», то в настоящее время она рассматривается как вполне определенная управленческая категория. Согласно международному стандарту инновация - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Именно это определение взято за основу в нормативно-правовой базе по инновациям в России, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности [7].

Инновационное развитие рассматривают с двух точек зрения:

как средство обеспечения стратегического преимущества организаций, для которых собственно инновации не являются основным видом деятельности;

как вид деятельности (например, для инновационных фирм), продуктом которого являются конкретные научные, научнотехнические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях [5].

Основные признаки инновации:

научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;

практическая реализуемость, т. е. воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;

способность удовлетворить определенные запросы потребителей, означающая, что новшество «воспринято» рынком, т. е. реализуемо;

эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, - это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощенная в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей [7].

Основная цель любой инновации - обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях рынка [7]. Традиционно считалось, что основными источниками устойчивых конкурентных преимуществ являются продуктовые и технологические инновации. Они являются необходимым, но недостаточным условием успешной предпринимательской деятельности современной фирмы. Практика современных ведущих компаний доказывает, что организационно-управленческие инновации сегодня становятся источником успеха деятельности предприятий на рынке [2].

Но реалии российской экономики таковы, что у многих российских предприятий отсутствует интерес к инновационному развитию как таковому. И причина кроется в том, что в условиях России инновации реально не являются инструментом в конкурентной борьбе. Российским предприятиям нет необходимости внедрять новые технологии для привлечения потребителей. Конкурентные преимущества в нашей стране создаются другими факторами, а не инновациями. Это наглядно демонстрирует тот факт, что при крайне малых затратах на НИОКР, низком технологическом уровне и невысокой производительности труда российские предприятия имеют высокую рентабельность. Доля предприятий, абсолютно пассивных в области инноваций, т. е. не имеющих ни новых продуктов, ни новых технологий, ни расходов на НИОКР, в среднем составляет 44%. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новый продукт, значительно меньше доли предприятий, которые не имеют собственных разработок, а адаптируют и применяют уже известные технологии и продукты (19 и 27% соответственно). Очень мало предприятий, ориентирующих новые оригинальные продукты и технологии на уровень мирового рынка, - только 3%.

Низкий уровень корпоративных расходов на НИОКР в России нередко связывают с несовершенством процесса технологической модернизации, имея в виду, что предприятия должны сначала модернизировать производство и заменить оборудование в цехах, а уж потом перейти к инновациям на основе оригинальных разработок. Однако практика показывает, что крупные инвестиции и инновации не конкурируют друг с другом, а, наоборот, сопровождают друг друга. Причем именно те предприятия, которые активно инвестировали в последние годы, осуществляют инновации высокого качества. Среди тех предприятий, которые никогда не занимались НИОКР, не внедряли новые продукты и технологии, наибольшую долю (44%) представляют те, которые никогда не имели никаких инвестиций в инновации [6].

В настоящее время можно выделить следующие виды инновационной деятельности, характерные для российских предприятий:

модернизация существующих и освоение новых видов продукции (замена материалов, изменение технологии оказываемых услуг);

совершенствование технологии производства (приобретение новых машин и оборудования, совершенствование применяемых технологий производства, унификация и стандартизация оснастки и инструментов, приобретение и разработка собственных программных средств);

технологическая подготовка нового производства [3].

Но, к сожалению, данные мероприятия имеют признаки скорее модернизации, но никак не инноваций. Можно выделить основные проблемы, препятствующие активному инновационному развитию российских предприятий.

Отсутствие полноценного нормативно-правового обеспечения инновационно-промышленной деятельности.

Недостаточность финансирования инновационной деятельности предприятиями в связи с высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений, а также долгосрочностью вложений.

Отсутствие у российских предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования.

Трудности в проведении маркетинговых исследований инновационных продуктов.

Феномен сопротивления инновациям (человеческий фактор, недоверие инвесторов).

Отсутствие кадров, способных эффективно руководить инновационным процессом.

Необходимость наличия на предприятии соответствующей организационной структуры управления [6].

При выборе направления инновационного развития предприятий следует исходить из имеющихся технико-экономических возможностей, отраслевой принадлежности и прочих факторов. Оценка инновационной деятельности позволит предприятиям объективно оценивать свои внутренние возможности, чтобы успешно заниматься инновационной деятельностью, и тем самым способствовать повышению эффективности функционирования предприятий, повышению конкурентоспособности [3].

Инновационное развитие предприятия необходимо проектировать, как и любую систему. Важно не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности.

Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационная активность на российских предприятиях крайне низка. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация инновационной деятельности на микроуровне, что требует разработки и реализации мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в промышленности на уровне конкретного предприятия.

Библиографический список

Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: учебник. СПб.: Питер, 2001.

Блинов А. О., Рудакова О. С. Процессные инновации в системе управления развитием предприятий // Доклады и сообщения. innclub.info.

Ильдяков А. В. К вопросу о факторах, сдерживающих инновационное развитие предприятия // Вопросы экономики и права. 2011. № 1.

Медведева С. А. Инновационный путь развития предприятия: необходимость реализации и основные преимущества // Сборник трудов конференции молодых ученых. Вып. 5 (Гуманитарные науки). СПб., 2009.

Новиков Д. А., Иващенко А. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. М.: КомКнига, 2006.

Сайфуллина С. Ф. Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. 2010. № 3.

Управление инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. проф. В. Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2009.




Н. Е. Хамидуллина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Коммерческий торговый представитель': 66