Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре. С. 105.
<2> Витрянский В.В. Существенные условия договора. С. 10.
<3> Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре. С. 108.
В этой связи нельзя не упомянуть известное римское высказывание: "Когда нет условия, установленного стороной, действует условие, установленное законом (Quando abest proyisio partis, adest proyisio legis)".
Д.О. Тузов, напротив, основывается на том, что законодатель, установив, что существенными являются в том числе "условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида" (п. 1 ст. 432 ГК РФ), тем не менее "иногда называет в качестве необходимых такие условия, согласование которых на самом деле не влияет на заключение договора, так как в том же законе имеются диспозитивные нормы, позволяющие восполнить в этом смысле пробел волеизъявления сторон" <1> и не считает условия, определенные диспозитивными нормами на случай их отсутствия в тексте договора, существенными.
--------------------------------
<1> Тузов Д.О. Указ. соч. С. 8.
В качестве примера он приводит договор залога, в отношении которого п. 1 ст. 339 ГК РФ установлено требование об определении участниками договора стороны, у которой должно находиться заложенное имущество, являющееся существенным условием для данного вида договора.
И на том основании, что этот вопрос решен диспозитивной нормой (п. 1 ст. 338 ГК РФ), Д.О. Тузов приходит к выводу, что отсутствие в договоре залога данного условия "исключает признание данного договора незаключенным" <1>, т.е. он считает, что условие, отнесенное законодателем к существенным, в действительности существенным не является. Замечая при этом, что "примеры подобного установления в законе "существенных" условий для отдельных видов договоров могут быть легко умножены" <2>.
--------------------------------
<1> Тузов Д.О. Указ. соч. С. 8.
<2> Там же.
Такую же позицию занимает И.Е. Степанова, которая, определяя существенные условия как "условия, которые выражают природу договора - характерные черты соответствующего типа, без согласования которых договор невозможно исполнить" <1>, приходит к выводу, что законодатель зачастую необоснованно расширяет круг существенных условий, и в качестве его ошибки указывает на те случаи, когда "законодатель называет существенными условия, которые уже определены диспозитивными нормами" <2>.
--------------------------------
<1> Степанова И.Е. Указ. соч. С. 60.
<2> Там же. С. 63.
В качестве иллюстрации она приводит ту же ст. 339 ГК РФ, которой определено условие о том, у какой из сторон находится заложенное имущество, и обращает внимание на то, что в то же время ст. 338 ГК РФ содержит об этом условии диспозитивную норму и поэтому "прямое согласование (условия. - В.В.) в договоре не может считаться обязательным" <1>.
--------------------------------
<1> Там же.
И.Е. Степанова, адресуя законодателю вопрос: "Почему данное условие указано в законе в одном ряду с теми, которые обязательно должны присутствовать в тексте договора" <1>, приходит к выводу, что "не должны относиться к существенным и условия, которые могут выражать природу договора, но без труда определимы посредством применения диспозитивных норм (ст. 314 и 424, п. 1 ст. 338 ГК)" <2>.
--------------------------------
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1364