В последнее время в мире изменения в экономике происходят быстрее, чем когда-либо. Инновационная экономика бросает вызов традиционной экономике вместе с устаревшими моделями ведения бизнеса. Все большее значение приобретает неопределенность, когда правила игры постоянно меняются. Именно высокий темп роста неопределенности требует от компаний новых путей стратегического мышления и финансового анализа. Реальные опционы помогают решить такую непростую задачу.
Экономист А. Брайан определил разницу в подходах между двумя моделями ведения бизнеса (см. таблицу) [5].
Развитие инструментов для новой модели бизнеса
Традиционный бизнес Инновационный бизнес
Традиционная экономика Новая экономика
Стратегическое планирование Стратегическое мышление
Оптимизация Адаптация
DCF ROA
Традиционный бизнес концентрируется на оптимизации своих операций: иерархической структуре, планировании и контроле в целом. Инновационный бизнес ориентирован на поиске более значительных вещей, в результате чего иерархическая структура выравнивается, менеджеры более свободны в своей деятельности, а формальное планирование уходит в сторону. Таким образом, традиционная экономика подразумевает DCF-анализ (discounted cash flow), а новая экономика - ROA (real option analysis). Выдающийся ученый в области стратегического менеджмента Г. Минцберг придерживается аналогичного мнения. Он говорит, что исторически сложившееся стратегическое планирование есть не что иное, как стратегическое программирование, и заявляет о необходимости стратегического мышления, которое соединяет в себе интуицию и креативность.
Остановимся подробнее на DCF-анализе, который представляет собой дисконтирование расходов и доходов. Данная методика характеризуется простотой и понятностью, что обеспечило ей широкое применение в мировой практике. С одной стороны, метод DCF является эффективным инструментом оценки инвестиционных проектов и стоимости бизнеса, с другой - результаты данного анализа полностью зависят от надежности прогнозных данных, так как речь идет о прогнозе будущих денежных потоков. Никакой даже самый продвинутый эксперт не может гарантировать объективность такой оценки. Расчет показателей базируется на наиболее вероятном исходе событий в соответствии с имеющейся на сегодняшний день информацией. Более того, решение принимается прямо здесь и сейчас, поэтому не учитывается возможность вносить изменения в проект или бизнес в целом. Есть еще один существенный недостаток данной модели - риск оценивает только опасность и учитывается в ставке дисконтирования. Чем больше горизонт оценки, тем выше ставка и ниже результаты. Если суммировать все вышесказанное, то DCF-методика подходит только для проектов и бизнеса, характеризующихся малой степенью неопределенности. В противном случае результаты такой методики сомнительны.
Ограниченность применения DCF-анализа послужила одной из причин популярности ROA - метода реальных опционов. Реальные опционы берут свое начало от финансовых опционов. Реальный опцион представляет собой возможность (право, но не обязанность) принять какое-либо решение в будущем. Например, возможность осуществления инвестиций в будущем - это и есть реальный опцион (фирма имеет опытный образец продукта и может решить начать его серийное производство в будущем). Реальные опционы обладают такой важной характеристикой, как количественное измерение возможности бизнеса или проекта по адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Как известно из теории систем, адаптация есть важнейшее свойство открытых систем, позволяющее компенсировать потери, вызванные неопределенностью. Таким образом, наличие достаточной возможности к адаптации может полностью компенсировать негативное воздействие неопределенности. Этот эффект был назван «эффектом плато» (см. рисунок) [4].
«Эффект плато»
Особенно актуальным метод реальных опционов стал в контексте инновационного развития бизнеса, характеризующегося высокой степенью неопределенности. Кроме того, даже в традиционных отраслях компании стран с переходной экономикой столкнулись с непредсказуемой внешней средой, в которой невозможно предвидеть не только действия конкурентов (не сформировалась культурная среда бизнеса), но и регулирующие шаги властей (а также их поведение) [2]. Сказанное относится и к России.
Метод реальных опционов, по сути, является активным риск- менеджментом, так как позволяет использовать гибкость управленческих решений. Согласно данной теории риск рассматривается не только как опасность, но и как возможность. В данном контексте менеджер является активным участником, способным путем принятия правильных решений повлиять на результат. Неопределенность рано или поздно проясняется, менеджер получает новую информацию и на ее основе должен выстраивать свои действия. Такой подход требует постоянного мониторинга внешней среды, а также пересмотра и переоценки собст
венных решений. Сам по себе реальный опцион должен удовлетворять следующим условиям [1]:
опцион должен быть «заготовлен» с самого начала, при этом он должен быть связан с необратимыми (по крайней мере частично) затратами;
будущая ситуация является непредсказуемой, но реальный опцион должен давать возможность «хороших» управленческих решений в любом случае.
Моделирование реальных опционов по своей сути является анализом выходов из неопределенной ситуации с максимальной выгодой для бизнеса. Поэтому применение реальных опционов можно отнести к разряду активного стратегического менеджмента. Такое стратегическое мышление базируется прежде всего на адаптации компании к внешним условиям окружающей среды, а не на оптимизации внутренних процессов. Даже несмотря на то что оптимизации остается по-прежнему важной составляющей, она уже не является фундаментом конкурентных преимуществ. На первый план выходит гибкость как конкурентное преимущество в условиях неопределенности. Гибкость предполагает как уточнение стратегического развития, так и возможность полного пересмотра стратегического фокуса.
Метод реальных опционов можно назвать инновационным инструментом принятия эффективных стратегических решений по следующим причинам:
ROA подразумевает соединение финансового и стратегического анализа. Это позволяет не только разрабатывать набор действий для решения стратегических задач, но также количественно оценивать все альтернативы;
учет источников неопределенности при моделировании реальных опционов позволяет пересмотреть традиционные представления о развитии бизнеса и найти уникальные стратегические решения для конкретной компании [3];
ROA затрагивает проблему достижения конкурентных преимуществ компании путем конструирования реальных опционов, которые в свою очередь предоставляют возможность применения управленческой гибкости в процессе реализации стратегии;
ROA позволяет учесть стратегически возможные источники увеличения доходов компании, а также является эффективным методом управления рисками.
В заключение хотелось бы отметить, что метод реальных опционов необходимо внедрять в практику как оценки проектов и бизнеса, так и стратегического управления. Это особенно актуально для России, где ROA не является популярным инструментом. Для становления инновационной экономики нужны инновационные методы, которые способны справиться с решением стратегически важных задач.
Библиографический список
Бухвалов А. В. Реальны ли реальные опционы // Рос. журн. менеджмента. 2006. Т. 4. № 3.
Бухвалов А. В. Реальные опционы в менеджменте: введение в проблему // Рос. журн. менеджмента. 2004. № 1.
Пекшева В. С. Думы о будущем. Метод реальных опционов - инновационный метод формирования стратегии фирмы // Креативная экономика. 2010. № 2.
Мертенс А. Цена возможности: реальные опционы в стратегических решениях // Журн. &.Стратегии. 2004. № 5. cfin_ru/ appraisal/business/methods/ro_strategy.shtml
Michael J. Get Real // Credit Suisse First Boston Corporation. 1999. capatcolumbia_com/Articles/FoFinance/Fof10.pdf
В. В. Ткачева, Н. О. Чистякова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
(Томск, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 1515