Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М.: Юристъ, 2000. С. 217.
Уместно привести мнение С.А. Авакьяна, который указывает на следующие признаки нормативно-правового акта: "Во-первых, это акт; во-вторых, он исходит от надлежащего органа; в-третьих, содержит нормы права, закрепляющие определенные правила поведения участников соответствующего отношения; в-четвертых, следовательно, адресован нерегламентированному количеству лиц и организаций - всем тем, кто может приобрести качества субъекта отношения; в-пятых, является общеобязательным; в-шестых, рассчитан на многократное применение; в-седьмых, обеспечивается материальными и организационными средствами, которыми располагает государство или соответствующая территория, методами убеждения, а если надо - то и методами принуждения к тем, кто не хочет следовать соответствующим требованиям" <1>.
--------------------------------
<1> Интервью с С.А. Авакьяном // Законодательство. 2004. N 11. С. 2 - 3.
О.В. Ширабон, исследуя возможность договора выступать в качестве источника права, на основе такого критерия, как способность договора быть источникам права, разделяет все договоры на два класса - "индивидуально-правовые" и "нормативно-правовые".
Определяя "нормативно-правовой" договор как "обладающее публичным характером письменное соглашение двух или нескольких лиц, устанавливающее нормы права" <1>, она приходит к выводу, что "нормативно-правовые" договоры могут являться самостоятельными источниками права (выделено мной. - В.В.). При этом, по ее мнению, нормативно-правовой договор является не разновидностью нормативного правового акта, а самостоятельным источником права в Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Ширабон О.В. Нормативно-правовой договор как источник современного российского права: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2007. С. 10.
<2> Там же. С. 9.
К нормативно-правовым договорам О.В. Ширабон относит такие типы договоров, как конституционно-правовые, административные, коллективные, международные, не относя к ним гражданско-правовые договоры.
Сегодня практически никем прямо не отрицается способность гражданско-правового договора выступать средством правового регулирования общественных отношений, но то, что договор может являться источником права, в литературе гражданского права не находит поддержки.
М.Ф. Казанцев, определяя гражданско-правовой договор как "правовой акт, который основан на гражданском праве (т.е. подчинен его правовому режиму), совершен (заключен) двумя или более лицами (сторонами), выражает их согласованную волю, направлен на правовое регулирование отношений между сторонами или также с их участием" <1> (выделено мной. - В.В.), приходит к выводу, что "регулятивные свойства гражданско-правового договора сближают его с законом, который, как и договор, относится к роду правовых актов" <2>. Но при этом он подчеркивает, что "гражданско-правовой договор как вид правового акта не тождествен закону и отличается от последнего главным образом тем, что закон издается правотворческим органом в рамках публично-властных полномочий и регулирует отношения всех субъектов гражданского права, основанные на любых договорах соответствующего вида, а договор совершается самими субъектами гражданского права (сторонами договора) для достижения собственных целей и регулирует отношения, основанные только на данном договоре" <3> (выделено мной. - В.В.).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Витко В.С. Гражданско-правовая природа лицензионного договора. 2011
Количество показов: 1622