СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Основные этапы реализации региональной интеграционно-инновационной стратегии продовольственной безопасности

Устойчивые темпы роста валовой продукции в сельском хозяйстве и в перерабатывающих отраслях могут быть достигнуты на базе стратегии последовательного сглаживания структурных искажений в системе «производство - переработка - сбыт». Последовательность трансформации структуры инвестиционных ресурсов и их источников обусловлена необходимостью обеспечения социальной стабильности в условиях макроэкономической нестабильности, недостаточного развития институциональной сферы, сокращения бюджетного финансирования и дифференциации доходов населения. Более подробно указанные этапы можно охарактеризовать следующим образом [1; 2].

этап - 2004-2005 гг. Реализуется стратегия закрепления достигнутых в 2003 г. темпов роста инвестиционных ресурсов и одновременного повышения рентабельности инвестиционных проектов в АПК. При этом предполагается создание условий для накопления инвестиций и наращивания объемов производства за счет регулирования структуры «затраты - прибыль в отрасли». Существующие темпы роста инвестиционных ресурсов не способны обеспечить данный объем инвестиций. Низкая рентабельность производства и снижение прибыли хозяйствующих субъектов АПК свидетельствуют о неэффективности структуры затрат. Поэтому в данный период нужно подготовить условия для роста прибыли и повышения рентабельности в отрасли, которые являются необходимыми факторами роста собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов. Для этого необходимо содействие государственных органов власти в решении проблем: диспаритета цен и обеспечения эквивалентности обмена между сельским хозяйством, промышленностью, топливно-энергетическим комплексом и электроэнергетикой; снижения затрат за счет оптимизации сетей маркетинга в отрасли; стимулирования перехода на нормирование затрат в производстве.

Финансовые механизмы реализации I этапа стратегии обеспечения продовольственной безопасности:

Механизм расширения взаимодействия в процессе формирования адресных программ финансирования и кредитования АПК за счет федеральных и областных источников государственной поддержки. Цель - восстановление оптимального ценообразования, исключающего появление искусственных расходов, возникающих у первичного участника рынка, а также увеличение доли денежного оборота в аграрном секторе.

Основу схемы будет составлять сбалансированная комбинация плановых и рыночных принципов формирования и исполнения портфеля заявок в течение всего цикла подготовки, финансирования и проведения сезонных работ в АПК. Данная схема позволит предприятиям АПК получить отлаженную систему денежного и товарного оборота в течение всего производственного цикла, обеспечить ликвидность и синхронизацию денежных потоков.

Механизм сокращения рисков банков, специализирующихся на взаимодействии с АПК, в связи со спадом производства в сельском хозяйстве, обусловленным специальными рисками.

Предлагается использовать следующие подходы для снижения уязвимости банков, работающих с АПК:

а) позволить банкам продажу некоторых сельскохозяйственных ссуд на вторичном рынке;

б) используя дифференцированный подход, регулировать долю сельскохозяйственных ссуд в полном объеме ссуд в коммерческом банке и структуру портфеля банков, работающих с АПК.

После этапа регуляции структуры «затраты - прибыль» следует подготовить условия перехода к этапу оптимизации аграрных структур и процессов перераспределения в отрасли за счет оптимизации отраслевых сетей маркетинга.

этап - 2006-2010 гг. Это этап последовательной трансформации структурных искажений в системе «производство - переработка - сбыт», основанной на согласовании долгосрочных приоритетов и скоординированном управлении маркетинговыми и инвестиционными процессами в системе «государство - институциональная сфера - хозяйствующие субъекты». Основу данного этапа составляет реализация механизма структурного регулирования промышленного и частного спроса финансово-кредитными и планово-организационными методами за счет адресных финансово-кредитных инструментов, сформированных на основе интеграционного подхода.

Этап II представляет собой сбалансированную модель государственного регулирования и рыночного планирования развития АПК с акцентом на свободном выборе потребителя и свободном предпринимательстве.

Реализация данного этапа обеспечит перерабатывающую промышленность сырьем, частично решит вопросы модернизации сельскохозяйственного производства, за счет повышения синхронизации и ритмичности финансовых потоков позволит увеличить рентабельность и эффективность отрасли, привлечь институциональную сферу к взаимодействию с АПК, направить бюджетные источники инвестиций на развитие социальной сферы как базиса для воспроизводства человека, работающего в АПК.

На II этапе:

объем производства зерна достигнет 235 кг на душу населения

в год;

доля импортных продуктов питания в общем объеме продаж продовольственных товаров составит около 12%;

показатель калорийности дневного рациона условного потребителя превысит 2700 ккал/сут;

уровень среднедушевых доходов в месяц, позволяющий приобрести 1 и более наборов из 37 товаров первой необходимости, включая 19 основных продуктов питания, превысит 5 наборов в месяц;

индикативный показатель степени душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами питания составит 92,1%;

индикативный показатель степени обеспеченности основными продуктами питания собственного производства составит 81,4%.

этап - 2011-2015 гг. Этап социальной направленности инвестиционных ресурсов предполагает закрепление достигнутого на предшествующем этапе уровня взаимодействия институциональной сферы и хозяйствующих субъектов АПК, концентрацию бюджетных инвестиционных ресурсов на решении задач социальной сферы АПК, стабилизацию и положительную динамику в демографических процессах.

Изменение структурных искажений в системе спроса и предложения приведет к изменению структуры источников инвестиционных ресурсов АПК: расширит масштаб и диапазон собственных и привлеченных ресурсов; перенесет ответственность за финансирование инвестиционных проектов производственного назначения на перерабатывающую промышленность и институциональную сферу, что обеспечит возможность направления бюджетных средств на развитие социальной базы АПК и решение проблем диверсификации аграрного производства Свердловской области.

Последовательная реализация данных этапов позволит оптимизировать соотношение инвестиций производственного и непроизводственного назначения в АПК и сгладить структурные искажения в промышленном и социальном развитии.

Для эффективного финансирования социальной инфраструктуры в АПК (проведение исследований, строительство дорог, строительство социальных объектов, реализация водных проектов, образование, создание информационных служб и т.д.) предполагается оптимизировать структуру государственных и частных инвестиций.

В рамках поддержки этих направлений государственные органы власти должны использовать адекватные методы управления.

На III этапе:

объем производства зерна достигнет 300 кг на душу населения

в год;

доля импортных продуктов питания в общем объеме продаж продовольственных товаров составит около 10%;

показатель калорийности дневного рациона условного потребителя превысит 3250 ккал/сут;

уровень среднедушевых доходов в месяц, позволяющий приобрести один и более наборов из 37 товаров первой необходимости, включая 19 основных продуктов питания, превысит 8 наборов в месяц;

индикативный показатель степени душевого удовлетворения потребности в основных видах сельскохозяйственной продукции в соответствии с медицинскими нормами питания составит 100%;

индикативный показатель степени обеспеченности основными продуктами питания собственного производства составит 87,5%.

В разработанной стратегии предложен вариант структурного регулирования промышленного и потребительского спроса и предложения, создания благоприятных условий для стимулирования развития крупных конгломератов ресурсных и затратно-сберегающих вертикальных интеграционных систем (подразумевающих формирование замкнутых вертикальных цепочек на основе взаимосвязей хозяйствующих субъектов согласно этапам производственного процесса: поставщики - производители - переработчики - дистрибьюторы - сервисное обслуживание). За счет развития интеграционных систем ключевые предприятия в результате взаимодействия будут способствовать развитию предприятий-поставщиков и предприятий-потребителей, повышая рентабельность их производства. С развитием таких систем каждое потребляющее звено выступает координирующим по отношению к звену производящему, которое приспосабливает свою деятельность к потребностям звена. Таким образом, осуществляется регулирование промышленного спроса.

Стратегические мероприятия направлены на обеспечение необходимой координации усилий хозяйствующих структур АПК, институциональной сферы и региональных органов власти для обеспечения роста аграрной экономики, а в конечном счете продовольственной безопасности населения Свердловской области.

Практическая реализация указанных мероприятий предполагает: закладывание фундамента управляемости системы «государство - институциональная сфера - АПК»; совершенствование организационного и финансово-экономического механизма и укрепление внутренних связей всех участников производства с учетом интересов различных социально-профессиональных групп, рост производства пищевой продукции в регионе.

На основе данной Стратегии и Программы развития производительных сил Свердловской области на период до 2015 г. предполагается разработать конкретные планы улучшения питания населения, товародвижения, деятельности предприятий АПК Свердловской области. Активная работа по реализации стратегических мероприятий уже проводится в Западном управленческом округе Свердловской области. Силами специалистов и ученых здесь воплощается в практику «Окружная система здорового питания», создается агротехнопарк «Михайловский», организуется Областной центр пропаганды здорового питания и потребления продуктов с лечебно-профилактическим эффектом. В соответствии с Законом РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» принято решение о создании опытного экспериментального производства упаковочных материалов.

Реализация настоящей стратегии позволит Свердловской области добиться конкурентных преимуществ в сфере массового питания, продовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, увеличить валовой региональный продукт, повысить уровень жизни населения, создать высокооплачиваемые рабочие места и обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджетную систему региона.

Многое будет зависеть от разработанного организационноэкономического механизма, эффективного и бесперебойного функционирования всех его элементов и компонентов, направленных на реализацию стратегических задач, связанных с продовольственной безопасностью.

Библиографический список

Система ведения сельского хозяйства Свердловской области / под науч. ред. Г. А. Халимуллина, А. Н. Семина; рук. авт. коллектива С. М. Чемезов. Екатеринбург: Изд-во УралГСХА, 2000.




А. Н. Семин, О. Н. Михайлюк, И. А. Гребенщиков Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)


Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Прогнозирование и оптимизация': 141