Сегодня ценность бизнеса во многом определяется его интеллектуальными и информационными ресурсами, а значительная часть активов компаний имеет нематериальный характер. Экспертные исследования в странах ЕС показали, что предприятия, которые лишь частично используют интеллектуальный капитал, получают в среднем лишь 14% возможной прибыли, те, что используют его более активно, - 39%, а те предприятия, которые интеллектуальный капитал считают базой своего развития, - 61%.
Важную роль в развитии данной категории и разработке методов измерения интеллектуального капитала в компании сыграл Ю. Онж, являясь вице-президентом отдела организации обучения и повышения квалификации руководителей в Canadian Imperial Bank of Commerce. Он ввел понятие «клиентский капитал» и выделил его как важнейшую составляющую интеллектуального капитала компании, наряду с человеческим и структурным капиталом. Значительных успехов в развитии концепции интеллектуального капитала достиг Л.Эдвинссон, являясь директором по интеллектуальному капиталу шведской страховой компании Skandia, которая считается признанным, на международном уровне, экспертом по проблемам оценки интеллектуального капитала. В 1994 г. группа Scandia впервые опубликовала отчет о факторах, определяющих истинную стоимость компаний в виде дополнения к своему годовому отчету.
Управление стоимостью компании - это процесс, направленный на качественное улучшение управленческих решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий на ключевых факторах стоимости. В основу концепции управления стоимостью положен тот факт, что для акционеров (владельцев) предприятий и организаций центральным вопросом является прирост их благосостояния в результате функционирования объектов владения. Также владение информацией о стоимости компании помогает решать вопросы налогообложения, кредитоспособности, эмиссии акций и т.д.
Основными факторами, определяющими рыночную стоимость предприятия, являются: фактическая и будущая прибыль, время получения доходов, соотношение спроса и предложения, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и ликвидность активов. Стоимость компании сводится к равенству: активы + нематериальные активы = пассивы + собственный капитал.
В профессиональной практике выделяют три основных подхода для оценки стоимости предприятия. Во-первых, доходный подход, предусматривающий установление доли в собственности на бизнес путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости ожидаемых выгод. Доход рассматривается как основной фактор, определяющий величину стоимости. Чем он больше, тем больше стоимость. Доходный подход целесообразно использовать, когда текущие и будущие доходы предприятия могут быть определены. Двумя наиболее распространенными методами в рамках доходного подхода являются: капитализация дохода и дисконтирование денежных потоков.
Во-вторых, используется сравнительный подход, предусматривающий сравнение рассматриваемого бизнеса с аналогичными бизнесами. Источниками данных выступают открытые фондовые рынки, рынок поглощений и предыдущие сделки с собственностью рассматриваемого бизнеса. В рамках сравнительного подхода выделяют три основных метода: метод рынка капитала (компании аналога), метод сделок (продаж) и метод отраслевых коэффициентов.
В-третьих, затратный подход, рассматривающий стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов предприятия, как правило, не соответствует рыночной стоимости. Поэтому необходима их переоценка. После определения реальной (рыночной) стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала по формуле: собственный капитал = = активы - обязательства. Основные методы, выделяемые в этом подходе: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Данные подходы к определению стоимости предприятия являются взаимодополняющими. Обычно при оценке бизнеса в зависимости от целей оценки, поставленных условий, состояния объекта и состояния экономической среды используют сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих в конкретной ситуации. Однако вышеизложенные методики не затрагивают оценку сферы интеллектуального капитала.
Значительную роль при оценке бизнеса играют нематериальные активы (НМА) предприятия (goodwill, фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.) (рис. 1). Потому как в настоящей рыночной ситуации НМА являются источником конкурентных преимуществ. Разумное соотношение материальных активов с нематериальными обеспечивает реальную прибыльность предприятию и доминирующее положение на рынке.
Интеллектуальный капитал
Человеческий капитал: профессионализм; мотивация; лояльность
Клиентский капитал: бренды; лицензии, франчайзинг; поставщики; дистрибьюция.
Организационный капитал: патенты; система менеджмента; корпоративная культура; авторские права
Goodwill
Логотипы
Программное обеспечение Базы данных
V ^
Исключительные права Организационные расходы Инновации
Рис. 1. Структура нематериальных активов
Таким образом, goodwill и интеллектуальный капитал занимают особое место в системе нематериальных активов. Соответственно их стоимость играет большую роль в оценке стоимости всей компании. Определение стоимости интеллектуального капитала - это превращение его в товар, т. е. возможность получения дохода от владения исключительными правами. Если права объективно оценены, оформлены соответствующим образом, имеют правовую защиту и спрос на рынке, они преобразуются в ликвидный актив компании.
Интеллектуальный капитал образован «скрытыми ценностями», поэтому трудно дать однозначную оценку его стоимости. В настоящее время большинство методик по оценке стоимости бизнеса включают и оценку интеллектуального капитала. Однако, как правило, такую оценку интеллектуального капитала трудно интерпретировать, так как не разработана единая система анализа, позволяющая давать сравнительную характеристику и отслеживать динамику. Поэтому необходимо разработать методы оценки, которые показывают реальную динамику ценности. Количественная и качественная сторона показателей и методов зависит от множества факторов и будет различна для каждой компании. При оценке следует сочетать метод избыточных прибылей и сбалансированную систему показателей.
Метод избыточных прибылей основан на том, что избыточные прибыли приносят предприятию неотраженные в балансе нематериальные активы и интеллектуальный капитал, которые обеспечивают доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Основными этапами метода являются:
Определение рыночной стоимости активов.
Оценка нормализованной прибыли предприятия.
Определение среднеотраслевой доходности на активы либо на собственный капитал.
Расчет ожидаемой прибыли. Произведение среднего по отрасли дохода и величины активов (собственного капитала) (эт.1 х эт.3).
Определение избыточной прибыли: из нормализованной прибыли вычитают ожидаемую прибыль (эт. 2 - эт. 4).
Установление стоимости интеллектуального капитала путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.
Метод избыточных прибылей позволяет определить стоимость нематериальных активов. Однако необходимо его дополнение. Дополнив расчеты системой сбалансированных показателей (Balanced Scorecard), можно будет определить стоимость каждого аспекта нематериальных активов. Система показателей представляет собой многофакторный анализ: конкретные показатели перерастают в индексы, позволяющие судить о ценности конкретной области интеллектуального капитала. В каждом из направлений деятельности существуют объективные показатели, характеризующие работу предприятия и его частей (рис. 2).
Большая часть интеллектуального капитала в системе сбалансированных показателей находится в разделе «Персонал и инновации». Именно здесь находятся информационный, организационный и человеческий капиталы. Область бизнес-процессов также содержит нематериальные активы, так как здесь присутствуют разработка продукции и инновационный процесс.
Возможно использование ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI) в рамках системы сбалансированных показателей. Каждое предприятие разрабатывает собственный набор показателей, в зависимости от целей деятельности, развитости интеллектуального капитала и степени его использования. Это могут быть следующие показатели: доля сотрудников, участвующих в повышении качества; доля инициативных сотрудников; коэффициент использования базы знаний; влияние сотрудника на его KPI; качество и стоимость подбора персонала; остаточная стоимость нематериальных активов; коэффициент отдачи нематериальных активов; эффективность использования ресурсов предприятия в целом.
Также для получения количественных значений можно воспользоваться коэффициентом Тобина. Он рассчитывается как отношение рыночной стоимости компании к восстановительной стоимости ее активов и отражает инвестиционную привлекательность фирмы, а также примерную стоимость интеллектуального капитала компании.
Применительно к оценке персонала формула видоизменяется: q _ среднегрупповая зарплата среднерыночная зарплата
Рис. 2. Система сбалансированных показателей
Если коэффициент Тобина q > 1, значит рыночная стоимость превышает балансовую стоимость активов компании. Это означает, что рыночная стоимость отражает неизмеримые или не поддающиеся учету активы компании. Высокое значение коэффициента говорит о высокой инвестиционной привлекательности компании. С другой стороны, если q < 1, то рыночная стоимость активов компании меньше, чем их балансовая стоимость. Следовательно, рынок недооценивает компанию.
Таким образом, рассчитав по предложенной методике стоимость интеллектуального капитала необходимо скорректировать стоимость компании в целом. Потому как правильный анализ нематериальных активов позволяет определить реальную рыночную стоимость компании, отследить динамику стоимости компании до и в процессе управления интеллектуальным капиталом (рис. 3). Также полноценный анализ интеллектуального капитала позволит руководству предприятия
управлять им и принимать необходимые решения для полноценной работы бизнеса.
Затронутые в статье вопросы решают только часть проблем, имеющихся в сфере интеллектуального капитала. При постоянно возрастающем интересе со стороны руководителей, предпринимателей и менеджеров компаний к использованию нематериальных активов и их результатов в различных сферах повседневной деятельности и экономико-правовых ситуациях с целью получения дохода, проблема измерения и оценки интеллектуального капитала может быть решена при четком определении места этого термина в системе показателей неосязаемых активов.
А. Е. Плахин, Т. В. Пяткова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
Управление интеллектуальным капиталом. Материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27 апреля 2012 г.) Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012.
Количество показов: 3740